Свято-Андреевская пустынь находится на Большом Заяцком острове, расположенном в пяти километрах к юго-западу от Большого Соловецкого острова. С основанием обители здесь было устроено становище для монастырских промысловиков. При игумене Филиппе тут появились деревянные кельи и каменные палаты, поварня и гавань. В 1691 году на остров была перенесена деревянная часовня, которую во время второго посещения монастыря Петром I перестроили в храм святого апостола Андрея Первозванного. Некоторое время после упразднения обители в XX веке отдаленный скит оставался нетронутым. В эпоху СЛОНа в скиту был устроен штрафной изолятор для женщин-заключенных. В настоящее время постройки скита, как и все памятники Заяцких островов, находятся в ведении Соловецкого музея-заповедника. Ежегодно 13 июля, в день празднования Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, насельники обители приезжают на остров и служат Божественную Литургию в Андреевской церкви.
С давних пор монахи-отшельники воздвигали кресты возле своих келий, знаменуя этим победу Сына Божия над смертью. Неудивительно, что первым деянием преподобных Савватия и Германа, прибывших на пустынный Соловецкий остров, стало именно водружение креста.
Традиция поставления деревянных восьмиконечных крестов поддерживалась во все время существования обители. Анализируя многочисленные исторические изображения, фотографии, иконопись Соловецкого монастыря, нетрудно заметить, что крест был одним из основных элементов священной топографии, опорной точкой духовно-символического пространства Соловков. Многометровые восьмиконечные деревянные кресты воздвигались по всему побережью архипелага и в центральной части островов. Перед закрытием монастыря на островах насчитывалось их около трех тысяч. Были среди них кресты обетные, поклонные, придорожные, маячные, памятные. В Старой Сосновке, например, крестом обозначено место явления иконы Пресвятой Богородицы, нарекаемой «Корсунская» или «Сосновская».
Кресты Русского Севера — не просто памятники народной культуры (у поморов они являлись и привычными навигационными знаками, наносившимися на лоцманские карты). Знамениты кресты Мезени и Поморья, высотой с двухэтажный дом, украшенные фартуками, платочками: самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать «на крест» отрез материи или полотенце. К наиболее почитаемым крестам ходили за многие километры. При отсутствии храма или часовни у креста отправляли молитвы ко Господу.
Традиция воздвижения деревянных восьмиконечных крестов не прерывалась на протяжении многих веков как на Соловецких островах, так и по всему Поморью. К концу XVIII — началу XIX веков сложилась ставрография (т.е. начертание крестов) Соловецкого Поклонного Креста. Определенные клейма-монограммы, вырезанные по лицевой части, обозначали ключевые библейские понятия, а в нижней части, как правило, находилось изображение черепа — так называемый «Ветхий Адам». Кладка из валунов, укрепляющая крест, символизировала Голгофу. Иногда на большой перекладине вырезалась монограмма КТПВСВТС — «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Высота поклонных крестов достигала в ряде случаев 10 метров. Часто крест дополнялся: слева — копием, а справа — тростью. Для придания устойчивости и лучшей сохранности опора креста нередко помещалась в сруб. Вершина креста защищалась кровлей.
В символическом пространстве Соловецкого архипелага крест становился вполне материальным путеводным знаком спасения. Многометровые приметные кресты по берегам указывали мореходам путь к спасительной гавани. Вход в бухту Благополучия обозначали системы приметных крестов; то же было и в Троицкой губе острова Анзер и по берегам губы Долгой. Промысловики и купцы перед дальними плаваниями посещали Соловецкий монастырь, обычно служивший для поморов промежуточной стоянкой на пути в Архангельск или в Баренцево море, а в случае крушения — единственной надеждой на спасение. Сотни обетных крестов, установленных мореходами в благодарность за удачное окончание опасного плавания, стояли прежде на Соловках. Особенно много было их на мысе Капорский (на Анзере) и в гавани Большого Заяцкого острова. Поставлялись кресты и в местах спасения терпящих кораблекрушение — таким местом был, например, анзерский мыс Колгуев.
Рекоменудем посмотреть:
Илья Ефимович Репин
Родился в Чугуеве в Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе типографов и у местных художников И.М. Бунакова и Л.И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Р ...
Развитие религиозных представлений в Древнем Риме
История Древнего Рима волнует наше воображение обилием драматических событий, ярких выдающихся личностей. Она охватывает период с 8 в. до н. э. по 5 в. н. э. Римская культура многая взяла и переработала у Древней Греции и древнеиталийской ...
История: три волны классической скинхед-культуры
Первая волна
«Скинхэды» конца 60-х были можно сказать продуктом «мод-культуры», которые культивировалась под воздействием ямайской культуры, приносимой в Англию иммигрантами рудебойями. «Моды» (mods) — это не только музыкальный стиль, но ...
Навигация