Развитие театра в России

Развитие театра в России

 

«Театр начинается с вешалки». Кажется, на свете просто не отыскать более расхожего выражения. Но все же, если серьезно, с чего начинается театр?

Думается, театр – это, прежде всего, актеры. Именно на них приходит зритель, на них возложена миссия донести до зрительного зала мысли драматурга, именно в них вкладывают труд мастера многочисленных театральных профессий – начиная с режиссера, художника, композитора, балетмейстера и заканчивая гримерами, парикмахерами, костюмерами. Исторически так сложилось в России, что человек, работающий на сцене и носящий гордое звание актер – это не просто обладатель определенной профессии, это – просветитель, трибун, бунтарь, для зрителей фигура почти мистическая. По крайней мере, так было еще совсем недавно.

Безусловно, время вносит свои коррективы. Рухнувший железный занавес ознаменовал собой начало нового времени, новых перспектив, новых возможностей. Да, мы во много отстаем пока от так называемых развитых стран. Да, их опыт, безусловно, может быть нам полезен. Но, все же, не стоит рубить с плеча, перекраивая жизнь на западный лад.

Русская театральная школа – явление уникальное. Недаром ее с таким рвением осваивают актеры других стран. И не могут до конца понять. Потому что школа эта – часть самой земли, на которой она появилась. Театр всегда занимал особое место в сердцах россиян. На протяжении многих веков он был предметом гордости, отдушиной, утешителем. Именно игра русских, а затем советских, актеров всегда отличалась особой душевностью, проникновенностью и правдивостью.

Для российского театра никогда не было «простых» времен. Ни при царизме, ни при советах, ни в новое время. Вот, кажется, наступившее время свободы должно бы дать новый толчок его развитию, но этого не произошло.

Многие провинциальные театры находятся практически на грани вымирания. Неумолимо падает престиж профессии. Труппы практически повсеместно неукомплектованы. Для нормальной работы труппы приблизительное рекомендуемое соотношение актеров – 20% женщин к 80% мужчин. В подавляющем большинстве провинциальных театров – все наоборот. Актеры-мужчины массово уходят из профессии – мизерные зарплаты не позволяют кормить семью.

А ведь создание труппы – это долгий кропотливый труд, сродни селекции. Необходимо время, чтобы артисты услышали друг друга, начали работать в унисон. Артисты на сцене – как оркестр, где у каждого музыкального инструмента своя, неповторимая партитура, а вместе они – единое целое.

Поэтому в труппе должны присутствовать артисты всех возрастов и амплуа. Конечно, профессия актера с годами становится все более синтетической, да и понятия амплуа со временем стирается. Но все же необходимо, при бережном сохранении старых мастеров, каждые 5-7 лет обновлять труппу, приглашая в нее новых, молодых артистов.

Это дало бы возможность сохранить преемственность поколений, молодым актерам работать вместе с признанными корифеями сцены, получать незаменимый опыт и, по большому счету, сохранять неповторимую школу.

К сожалению, обновлять провинциальные труппы становится очень проблематично. Это в прежние времена актеры имели возможность показывать себя в разных городах, искать свой театр, своего режиссера. Теперь элементарное отсутствие средств заставляет их всю жизнь проводить в одном театре, порой не смотря на отсутствие достойных ролей. Это приводит к весьма напряженным отношениям в творческом коллективе. А иногда и весьма комичным ситуациям, когда зрители видят на сцене в ролях молодых героев актеров весьма почтенного возраста.

Провинциальные театры подчас лишены возможности приглашать молодых специалистов со стороны – нет возможности обеспечить их жильем. В этой ситуации в более выигрышном положении оказываются театры, имеющие в своем городе собственные театральные учебные заведения.

В Ставрополе неоднократно предпринимались попытки открытия театральных студий, отделений при училищах. В 2002 году эти попытки благодаря совместным усилиям Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, Ставропольского государственного Университета и Ставропольского училища искусств завершились созданием Актерского отделения СГУ.

К 2007 году состоялось три набора на театральное отделение, два поколения студентов уже работают на сцене театра.

Рекоменудем посмотреть:

Личность. Внутренняя и внешняя гармонизация
Танцевально-двигательная терапия является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-х годах 20 столетия, в начале в США, а затем - в 60-80-х годах в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-х года ...

Музыкальное сопровождение
У фильма «Броненосец „Потёмкин“» было несколько музыкальных сопровождений. Наиболее удачные из них — музыка Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича. По воспоминаниям главного редактора «Киноведческих записок» Александра Степановича Трошина ...

Революционная трилогия
В 1924 Эйзенштейн выпустил свой первый кинематографический шедевр — «Стачку». В этой новаторской ленте, парадоксально сочетающей почти хроникальность событий (во многом благодаря оператору Э. К. Тиссэ, обладавшему опытом съемок фронтовой ...