Октябрьской революции, явился новой ступенью в истории русского
театрального искусства. Развиваясь на основе метода социалистического
реализма, советский театр наследует лучшие, передовые традиции
дореволюционного реалистического искусства.
Декретом Совета Народных Комиссаров 9 (22) ноября 1917г. театры были переданы в ведение Отдела искусств Госкомиссии по просвещению. Бережное отношение к лучшим традициям прошлого и поддержка ростков нового, революционного искусства обеспечили развитие
театрального искусства, обретение им нового содержания.
В развитии этого процесса большое значение имело творческое взаимодействие между крупнейшими театрами (Малый театр, Московский Художественный театр), определившими свои художественные традиции ещё до 1917г., выделенными в 1919 году в особую группу академических театров, и новыми театрами, созданными в первые годы Советской власти: Театр имени Вахтангова, Театр имени Маяковского, Театр имени Моссовета.
Возникают театры для детей: в 1918 – Детский театр Моссовета, в 1921 –
Московский театр для детей, в 1922 – Театр юных зрителей в Петрограде. В первые годы Советской власти на Украине, В Грузии, Армении, Азербайджане, Татарии были объединены и укреплены профессиональные труппы, находившиеся ранее в крайне тяжёлом положении; театры были приняты на госбюджет и им оказана действенная помощь. В 1919 году создан Киевский драматический театр, в 1920 году– театр в Казани, Первый белорусский драматический театр в Минске, украинский театр имени Франко в Виннице, Азербайджанский драматический театр в Баку и Грузинский театр имени Руставели в Тбилиси, в 1922 году – театр «Березиль» в Киеве.
Созданию спектаклей политически острых, проникнутых духом революционной романтики, способствовало развитие массового агитационного театра. Своеобразной формой явились так называемые «инсценировки» и массовые представления, ставившиеся на улицах и площадях городов.
Важное значение имело обращение театра к произведениям классической драматургии.
Произведения советской драматургии, определившие новый этап в истории русских советских театров, во многом способствовали развитию театров союзных республик. В конце 20-х – 30-х значительно расширяется сеть театров. Создаются постоянные русские театры в столицах союзных республик.
В начале 30-х создаются театры для сельского зрителя – так называемые
колхозно-совхозные театры, формируются первые театры Красной Армии. Растёт число театров для детей, широкое развитие получили театры кукол.
Развитие советской режиссуры определялось творческими принципами К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, направленными на раскрытие «жизни человеческого духа», как основы сценического образа.
В 1939-40 количество театров СССР увеличилось: к ним присоединились театральные коллективы Западной Украины, Западной Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии.
В годы Отечественной войны деятели театра приняли активное участие в
борьбе советского народа против фашистского нашествия. Героический
патриотический пафос и глубокая народность, характерные для советского театра, ярко проявились в лучших спектаклях этих лет: «Нашествие» Л. М. Леонова, «Русские люди» К.М. Симонова, «Фронт» А. Е. Корнейчука.
В послевоенные годы советский театр продолжил работу над спектаклями, отражающими жизнь и борьбу народов СССР. Создание образа советского патриота – участника Великой Отечественной войны определило пафос таких произведений театрального искусства, как героико-эпическая постановка «Молодой гвардии» по одноимённому роману А.А. Фадеева (1947), «За тех, кто в море!» Б.А. Лавренева (1947), «Макар Дубрава» А.Е. Корнейчука (1948).
Работая над современной тематикой, театры ставили также исторические и историко-революционные пьесы: «Ярослав Мудрый» И.А. Кочерги (1947), «Утро Востока» Э. Мамедханлы (1947).
Главное направление советского театра в 50 – 70-е – воплощение тем современности находит выражение в спектаклях, утверждающих высокие морально-этические нормы: «Иркутская история» А. А. Арбузова, «В добрый час!» и «В день свадьбы» В. С. Розова. В репертуаре театров значительное место начинает занимать современная драматургия – пьесы Б. Брехта, Э. Де Филиппо, А. Миллера. В этот период выдвигается плеяда режиссёров и актёров более молодого поколения, занявшая видное место в советском театре.
К концу 80-х годов в жизнь страны вошла перестройка. Для многих театров эти годы стали периодом тяжелого кризиса как в административной, так и в творческой жизни. Одной из главных причин был уход из театра старшего поколения, тех, для кого правда жизни, глубина чувств, школа перевоплощения были основой творчества. Метафоричность, символика, поиски вторых и третьих планов, предельная условность сценографии, грима, костюмов стали приметой театра 80 – 90-х годов. Стала модной интерпретация произведений искусства вплоть до абсурда.
Рекоменудем посмотреть:
Софийский собор
Время создания: 1017—1037 гг.
Храм посвящен Софии — «Премудрости Божьей». Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого. Строительная техни ...
«Ар деко»
На смену модерн пришел стиль «ар деко». Смелые геометрические формы «ар деко» были последним словом в дизайне на протяжении 1920–30-х годов. Отличавшийся роскошью и изысканностью, стиль «ар деко» повлиял на внешний вид почти всего – от пу ...
Художественные особенности печатной гравюры
В начале XX века (около 1907 года) в России получает распространение линогравюра (гравюра на линолеуме). Ее первыми мастерами были художники И.Н.Павлов, В.Д.Фалилеев, Н.А.Шевердяев. Заслуга применения линогравюры в книгоиздательском деле ...
Навигация