Организация справочно-библиографического обслуживания

Информация » Справочно - информационное обслуживание: новые технологии » Организация справочно-библиографического обслуживания

Страница 1

На содержание и характер запросов, с которыми обращаются в муниципальные библи­отеки Тасеевской ЦБС, оказывают влияние очень многие факторы - события, происхо­дящие в мире, экономические проблемы нашего района, издание или публикация нового произведения известного писателя, создание кино­фильма, научные открытия и другое. Справочно-библиографическое обслуживание - это библиографическое обслуживание в со­ответствии с разовыми запросами потребителей информации (чита­телей). Ответ на разовый запрос принято считать справкой.

Так как читателей ЦРБ интересуют самые разнообразные сведения, то и справки тоже выдаются разные - и по характеру информации (библио­графические, фактографические), и по форме (устные - они выдаются лично или по телефону, письменные - сложные справки, требующие выявления литературы по теме и оформления библиографического списка).

Библиографической справкой называют ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии или ме­стонахождении издания в фонде (адресная справка), об отсутствующих в запросе читателя или неправильных (искаженных) элементах библи­ографического описания (уточняющая справка), о литературе (доку­ментах) по определенной теме, интересующей читателя (тематическая справка).

Фактографическая справка содержит сами сведения (факты), ин­тересующие читателя - даты жизни и деятельности какого-либо лица (исторического деятеля, писателя, ученого, др.), толкование специального термина, точное наименование организации или учреждения и т. д. Таким образом, справки отдельных видов различаются между собой конечным результатом, то есть тем, что получает читатель в ответ на свой запрос.

В Тасеевской ЦБС СБО является универсальным. Оно осуществляется всеми структурными подразделениями ЦБС, обслуживающими читателей, на основе их фондов и СБА, как в традиционном, так и автоматизированном режимах с использованием БД «Консультант Плюс» и «Абитуриент», имеющиеся в ЦРБ.

Всего выполнено справок по ЦБС – 1936, из них 823 справки выполнили сотрудники ЦРБ. По СБО обслуживаются служащие (учителя, медицинские работники, воспитатели и др.), студенты, учащиеся средних школ, ПУ, пенсионеры, рабочие, домохозяйки.

Библиографиче­ский поиск (адресный, тематический, уточняющий), как известно, лежит в основе всей библиографической деятельности, в том числе и СБО.

Все подразделения Тасеевской ЦБС, ведущие СБО, учитывают справки по единой форме, принятой в ЦБС.

Единицей учета разовых запросов является запрос - устное письменное обращение за получением библиографической или фактографической информации.

Учет разовых запросов производится по количеству:

• затребованных тем (для тематических запросов);

• библиографических записей, требующих установления или уточнения (для запросов на библиографическое уточнение);

• изданий, наличие которых требуется установить в фонде библиотеки (для адресных библиографических запросов);

• фактов, требующих выявления (для фактографических запросов).

Учет общего количества выполненных запросов производится суммированием справок, зарегистрированных в тетради.

Тетрадь учета выполненных справок ЦРБ включает следующие графы: порядковый номер; дата поступления запроса; от кого поступил запрос; содержание (в формулировке читателя) и цель запроса; вид справки (для библиографических - тематическая, уточняю­щая, адресная; фактографические выделены особо); отрасль знания (по ББК); источники выполнения справки; исполнитель;

В сельских библиотеках- филиалахТасеевской ЦБС применяется упрощенная форма учета: дата поступления запроса и от кого он поступил; тема и цель запроса; вид справки (те­матическая, уточняющая, фактографическая); отрасль знания (по ББК); источник выполнения справки (каталог, картотека, БД, фонд и др.). Отдельно учитываются в ЦРБ справки по кра­еведческой тематике, так как есть библиотекарь-краевед.

При учете в соответствующей графе цифрами проставляется ко­личество выполненных по каждому запросу справок. Отказ на запрос тоже считается справкой. В отказе содержится обоснование при­чины, по которой запрос читателя не может быть принят к исполнению (например: запрос не соответствует профилю библиотеки, в СБА не содержится нужной читателю информации и т. д.).

Запросы, которые перенаправляются из одной библиотеки в другую, в Краевую научную библиотеку, в связи с не возможностью их выполнения в ЦРБ, только регистрируют. Например, в 2005 году через МБА, выполнено 30 запросов читателей.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Утверждение классицизма в художественной культуре Петербурга
Во второй половине XVIII века классицизм утверждается как господствующее направление художественной культуры Петербурга. Этому благоприятствовало его освоение русской литературой 40 – 50-е годы. Существенную роль в этом сыграла Академия х ...

Развитие религиозных представлений в Древней Греции
Античная Греция стала колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли свое развитие почти у всех европейских народов. Традиционн ...

Средневековая рыцарская культура
В XI-XII вв. оформился и был записан героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции. Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой народ; в эпических сказаниях воспевались храбрость, с ...