Игумен Филипп, подвижничество которого служило для иноков лучшим руководством, постоянно того часовне. А 17 апреля 1478 года преставился преподобный Зосима. Погребли его за алтарем Спасо-Преображенского храма. Год спустя и преподобный Герман, возвращаясь из Новгорода, где был по делам монастыря, почувствовал близость кончины, причастился в обители Лнтония Римлянина и мирно предал дух свой Господу. Мощи его лишь через пять лет вернулись на Соловки.
Слава О первоначальниках Соловецких и их обители была столь велика, что, когда Новгород в XVI веке оказался подчинен московскому престолу, Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении новгородских архипастырей, пользовался особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века Соловецкий монастырь, форпост православия на Русском Севере, уже отмечен.
На Церковном Соборе в 1547 году были прославлены в лике святых преподобные Зосима и Сав-ватий, Соловецкие чудотворцы, и обитель получила щедрые дары от царя Иоанна IV Грозного: земельные угодья в Сумской волости, пребывал в молитве и часто уединялся в особое место, им самим избранное, которое стало известно как Филипповская пустынь. Желал игумен не оставлять обитель до скончания дней своих, но пришлось ему в 1566 году, повинуясь царской воле, принять сан митрополита Московского и всея Руси.
Недолго пришлось ему управлять митрополией. Царь Иоанн Грозный, расположение которого к человеку менялось скоро и неожиданно, сослал неугодного святителя, горячо его обличавшего и заступавшегося за жертв опричнины, в Тверской Отрочь монастырь. Но даже там он казался опасным взбалмошному самодержцу, и в 1569 году Филипп принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Погребли его за алтарем соборной церкви. В 1591 году, по прошению игумена Иакова, поданному от имени всей братии царю Федору Иоанповичу, мощи святителя были перенесены в родную для него Соловецкую обитель.
В конце XVI века, когда игуменом был Иаков, на Соловках поставили мощные стены и башни из природного камня, и стала обитель «великой государевой крепостью». В 1601 году над Святыми вратами была сооружена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вел строительство старец Трифон (Кологривов), который, вероятно, был монастырским зодчим еще при игумене Филиппе.
Во времена игуменства преподобного Иринарха (1614—1626) отряд стрельцов, состоящий на монастырском содержании, был увеличен до 1040 человек. Сознавая трудное положение обители, вынужденной содержать столь многочисленное войско, и понимая ее роль в удержании поморских рубежей, царь Михаил Феодо-рович освободил Соловецкий монастырь от уплаты пошлины на пятилетний срок и пожаловал его новыми угодьями.
В 1646 году торжественным повелением царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа мощи святителя Филиппа были открыты и поставлены для поклонения в Ошсо-Преображенском соборе, а через шесть лег по царскому указу — перенесены в Успенский собор Московского Кремля. В Соловецкий монастырь тогда прибыло посольство во главе с митрополитом новгородским Никоном, соловецким пострижеником, — будущим патриархом. Он привез грамоту, в которой царь, излагая пожелание видеть мощи святителя в Москве, просил у великого подвижника прощения своему предку. А за год до того игумен Илия возведен был в сан архимандрита, и с этого времени настоятели Соловецкого монастыря неизменно становились архимандритами.
Черная страница истории монастыря — события, связанные с «Соловецким сидением» (1668—1676). Тогда иноки обители восстали против церковных реформ, проводимых Никоном. Осада монастыря завершилась поражением мятежной братии, монастырь был разорен, а большинство монахов — жестоко казнены. Долгое сопротивление обители никоновской реформе обусловило особое почитание преподобных Германа, Зосимы и Савватия Соловецких в старообрядческой среде.
Рекоменудем посмотреть:
Георгиевская церковь
Время создания:
1165 г.
Церковь Георгия, возможно, была построена в честь победы в 1164 году ладожан и новгородской дружины над шведами князем Святославом или посадником Захарием. Площадь этого четырёхстолпного храма составляет всего 72 ...
Портрет эпохи
солдатских императоров
Портреты эпохи солдатских императоров развивают строгую линию, намеченную при Александре Севере. На первый план вышла характеристика личности (в отличие от прежнего интереса к живописным проблемам, моделировке поверхности мрамора).
Приме ...
Изразец в архитектуре русского средневековья
Древнерусский изразец заметен и любим и в музейной экспозиции, и в архитектурном декоре – привлекает нарядностью, сочной декоративностью сюжетов, орнаментов, яркими цветами, звучность которых подчеркнута блестящей фактурой поливной керами ...
Навигация