Заметим, что основное в содержании культуры — не вещи, а человек, общество. Все ее виды — культура производства, культура управления, политическая культура, художественная культура, культура межличностных отношений, экологическая и тому подобное — образуют единое целое как формы существования и развития человеческой природы, а следовательно, — общества. Культура пронизывает все направления человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и элементарных человеческих потребностей к самым величественным проявлениям человеческого творчества. Она влияет на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности — труд, быт, досуг, мышление, практическую деятельность, этику, этикет.
Культура приобретает социальное воздействие, прежде всего, как необходимый аспект деятельности общественного человека. Она основывается на социальных основах и предусматривает организацию совместной деятельности людей, а, следовательно, регуляция этой деятельности определенными правилами, нормами, аккумулированными в традициях, знаковых и символических системах и тому подобное. Содержание культуры влияет не только на темпы деятельности, убыстряя или замедляя их, но и определяет ее содержательную целенаправленность. Мысли, взгляды, решения, которые предопределяют разные сферы общественной практики, поддерживаются логикой культуры.
Роль и место культуры в деятельности человека можно понять лишь на основе представлений о том, что деятельность выполняет функцию воспроизводства. Существуют простой, интенсивный и деструктивный типы воспроизводства общества. Для первого характерны инертность и безразличие субъекта воспроизводства к качественным и количественным изменениям, потребность локализовать поток инноваций, прежде всего в сфере условий деятельности и новейших средств их реализации, в сфере выработки новых целей и их достижения. Такой тип воспроизводства характеризуется консерватизмом, стремлением субъекта воспроизводства не столько повышать эффективность результатов своей деятельности, сколько сохранять неизменной унаследованную систему отношений. Этому типу воспроизводства не чуждо и развитие, возникновение более совершенного воспроизводства. Однако его зародыши подчинены застою и выступают его побочным продуктом.
На определенном этапе исторического развития определенной цивилизации, государства, народа господствующим становится интенсивный тип воспроизводства. Ему присущая направленность субъекта на повышение эффективности результатов своей деятельности, что органически связано со стремлением к качественным сдвигам всех параметров общественного воспроизводства. Резко растет необходимость инноваций в сфере средств, а затем и целей производства. Господство этого типа воспроизводства не уничтожает простого, но теснит его на задний план. Реальный воспроизводительный процесс в разных обществах может осуществляться в виде промежуточного варианта как сочетание этих двух типов воспроизводства.
Для деструктивного типа воспроизводства характерна недостаточная способность субъекта в силу тех или других причин преодолевать внутренние и внешние противоречия, ограничивать поток деструктивных инноваций, обеспечивать инновации конструктивные, сохранять параметры простого воспроизводства, удерживать на минимальном для данного общества уровне эффективность производства. Он характеризуется упадком культуры, неспособностью находить эффективные средства и цели для стабилизации ситуации. И этот тип воспроизводства отличается от рассмотренных выше тем, что никогда не выступает позитивной ценностью.
Рекоменудем посмотреть:
Авангард в России
К середине 1910-х роль авангарда в искусстве переходит к России. С этого времени все самое смелое, новаторское создается в России или выходцами из России. Еще за несколько лет до этого ничто в русском искусстве не предвещало столь резкого ...
Скоморошество и церковь
Ремесло скомороха, как и предмет его служения – смех, во всем противостоит официальному мировоззрению с его социальными нормами и религиозными догмами (смирением, самоуничижением, скорбью и др.). До XVII церковь «терпит» этот смех. Скомор ...
Драма-терапия
Драма-терапия – это один из возникших недавно видов арт-терапии, который включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца. Драма-терапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для пациентов, чтобы они см ...
Навигация