Русские монастыри в XV—XVI веках устраивались согласно общежительному уставу, который предполагал общую трапезу для всей братии и настоятеля. Поэтому в первую очередь строили собор и трапезную с малой церковью при ней. Неудивительно, что Трапезный комплекс с Успенской церковью, возведенный за шесть летних сезонов к 1557 году, стал первым каменным зданием монастыря. Строили его новгородские мастера.
Особенно сильное впечатление производит Трапезная палата, представляющая в плане почти точный квадрат. Ее своды поддерживает мощный, круглый в основании, столп. Трапезная была расписана в 1820-х годах, однако ныне восстановлена в том виде, который имела ранее, — без росписи.
Сама церковь Успения Пресвятой Богородицы расположена на высоком подклете, трехглава, с главками в один ряд. Кровля имеет характерное для монастырских сооружений этого периода щипцовое завершение. Конструкция церквицы аналогична конструкции Трапезной палаты: также одностолпное сооружение, но столп на этот раз — восьмигранный. В комплекс зданий вместе с церковью и трапезной входит помещение Келарской палаты, сооруженной в тот же период и имеющей похожую конструкцию. Все три здания объединены переходами.
Звонницу, расположенную между Успенской и Никольской церквями, мы можем увидеть уже на изображениях монастыря, относящихся к XVI веку. В начале XVII века на месте прежней деревянной была возведена каменная колокольня, поставленная на семи столбах и имевшая трехшатровое завершение. Нынешняя трехъярусная колокольня появилась в 1777 году — ее поместили на основание, оставшееся от предыдущей колокольни. Архитектурные элементы отражают влияние времени — на декоративное оформление фасадов некоторое влияние оказало искусство барокко. Колокольный шпиль поднимается более чем на 50 метров — это самое высокое строение на острове. Когда-то с колокольни благовестили 35 колоколов {один из которых весил 17 тонн), но в 1920-е годы все они были утрачены. Сейчас монастырская звонница постепенно восстанавливается.
Никольская церковь построена к 1834 году на месте каменного храма XVI века, разобранного за ветхостью. Храм был одноглавым, имел двускатную крышу и собственную звонницу Новая Никольская церковь, возведенная на фундаменте старой, отличается от своей предшественницы. В ее архитектуре нет четкого стилевого единства. Храм сооружен на высоком подклете, имеет пятиглавое завершение, его боковые главы широко разнесены (по образцу Cnaco-Преображенского собора).
Спасо-Преображенский собор построен за восемь лет к 1566 году. Представляет собой значительный, во многом уникальный памятник древнерусской архитектуры. Его стены, достигающие в толщину шести метров, несколько наклонены внутрь и завершаются щипцовой кровлей с ярусами килевидных кокошников. Необычный вид зданию придают расположенные по его углам приделы в виде четырехугольных башен, увенчанных луковичными главами. Центральный восьмигранный барабан изначально завершался шатром. Сооружение луковичной главы связывают с реформами патриарха Никона середины XVII века, когда строительство шатровых храмов было запрещено. Buy три собор, как и большинство других монастырских построек, имеет ярусную структуру. Собственно храм занимает второй ярус. Помещение это прямоугольное, с крестовыми сводами. Алтарь отделен от залы каменной стеной. Нижний ярус представляет собой подклет с хозяйственными помещениями. Третий ярус составляют чердачные помещения и четыре угловых придела, соединенные между собой галереей. Подняться сюда можно по лестницам, проложенным в толще стен. Помимо четырех угловых, собор имеет еще два придела, расположенные у восточной стены: Михаило-Архангельский и Зосимо-Сав-ватиевский. Здание собора неоднократно переделывалось и перестраивалось. Пожар 1923 года нанес храму большой ущерб: сгорели все пять его глав. Реставрация памятника проводилась в 70—90-х годах XX века под руководством В. В. Сошина и О. Д. Савицкой. Тогда в первоначальном виде были восстановлены кровля и луковичные главы над приделами и центральным барабаном.
Рекоменудем посмотреть:
Историография Эпохи Возрождения
Французское слово Ренессанс стало употребляться для обозначения культурного направления, возникшего в конце 13 в., только в 19 в. Термин Ренессанс впервые был упомянут французским историком Юлием Мичелетом (1798-1874) в его труде (1855 г. ...
Станиславский репетирует "Каина" Байрона
Байрон в своем новом произведении очень смело ставил вопросы о смысле жизни человека на земле, о познании им мира, в котором он должен жить, преодолевая все трудности, о том, что такое добро и зло. Каин, по Байрону, не может принять власт ...
Растаманы
Стоит отметить, что это движение, пришедшие с ямайки, прижилось в России довольно таки в интересном индивидуальном порядке. Т. е растаманы не так сильно характеризуются массовостью как другие виды субкультур. Растаманов чаще встречаешь по ...
Навигация