Накануне на монастырскую колокольню подняли колокола, и обитель приветствовала мощи своих первоначальников радостным колокольным звоном. 21 августа на литургии Святейший Патриарх Алексий II возвел игумена Иосифа в сан архимандрита, а на следующий день освятил надвратную Благовещенскую церковь, где и были поставлены мощи преподобных. С 1993 года установлены празднования второго перенесения мощей преподобных
Под руководством игумена Германа и проходила подготовка к открытию монастыря, состоявшемуся 25 октября 1990 года. Два дня спустя в домовой церкви, устроенной братией на втором этаже гостиничного корпуса у Никольских ворот, отслужили первую Божественную литургию. В Наместническом корпусе, разделяющем северный и центральный дворы монастырского комплекса, основная часть первого этажа была передана монастырю. Там разместились братские кельи, трапезная, подсобные помещения.
9 февраля 1992 года наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен Иосиф (Братищев). Перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, 4 апреля 1992 года, он совершил малое освящение Благовещенской церкви, после чего вечером состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Новой традицией в монастыре стало наречение имен по жребию из числа Соловецких святых. Первые постриженики были наречены Савва-тием и Елеазаром.
17 августа того же года, в канун престольного праздника обители, наместник монастыря по благословению Святейшего Патриарха совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора. А 19—21 августа были перенесены из Петербурга в родную обитель мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. Церковные торжества в Соловецком монастыре возглавил его свящепноархимандрит, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Зосимы, Савватия и Германа 8/21 августа и Собора Соловецких святых на следующий день.
В 1999 году на острове Анзер были обретены мощи архиепископа Воронежского Петра (Зверева). На месте их обретения, за алтарем церкви Воскресения Христова, устроили часовню. В 2000 году из-под спуда подняли мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита. Теперь они находятся в церкви Воскресения Христова. С 2000 года установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа, на следующий день после Собора Соловецких святых.
Святейший Патриарх не оставляет обитель своим пастырским попечением. Он посещал монастырь в июле 1997 года и в августе 2001 года. На престольный праздник обители в 2001 году Алексий II освятил восстановленную церковь святителя Филиппа, передал монастырю ковчег с частицей его святых мощей и чтимую реликвию — принадлежавшее некогда святителю Филиппу каменное возглавие.
В 2002 году к главным монастырским праздникам в Спасо-Преображенском соборе был сооружен пятиярусный иконостас, а 29 августа освятили поклонный крест в Филипповской пустыни, воздвигнутый в память невинно осужденных узников соловецкого лагеря и знаменующий место, где находился храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Первый из поставленных в наше время поклонных крестов появился у Секирной горы 21 августа 1992 года в память всех погибших узников соловецкого лагеря. 3 июля 1994 года у подножия горы Голгофы на острове Анзер водрузили поклонный крест в память пострадавших православных иерархов. В наши дни в монастыре организована кресторезная мастерская, где кресты изготавливают в соответствии с древней соловецкой традицией.
Если в 20-е годы минувшего столетия слово «Соловки» звучало зловеще и произносилось шепотом, то теперь сюда вернулись монашеское делание, радостный благовест и тихая молитва.
Рекоменудем посмотреть:
Пригороды Санкт-Петербурга
Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Петергоф". Ансамбль дворцов и парков Петергофа – памятник архитектуры и садово-паркового искусства выдающегося значения, получивший всемирную извест ...
Цветовая насыщенность и её
значение
Но есть еще одно, более высокое значение красок в древней иконописи. Независимо от сюжета, независимо от тех чувств, которые они способны выразить и пробудить, они составляют в каждой иконе особую целостность, которая, не имея прямого отн ...
Перспективы и опасности объединения человечества
Достичь единения Востока и Запада есть, конечно же, задача масштаба и значения, поистине, космического. Понятно, что эта идея не могла не вдохновлять философов. Что может быть выше, прекраснее, грандиознее, чем восстановление гармоничного ...
Навигация