Эпоха средневековья длилась почти тысячу лет, за это время средневековое общество по-разному изменяло культуру, придавая ей уникальность и неповторимость. В эпоху развитого средневековья главенствующую роль играла христианская Церковь, которая выступала регулирующим началом жизни общества, создавала единое мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагает средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нём силах. Христианство создало единое вероисповедание, новую духовную общность людей- единоверцев. Стал доминировать мировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости от его социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к духовному совершенству. Христианство стоит в средневековье над внешними различиями людей - этическими, сословными, политическими. Этой религии позволено обращаться ко всем людям, безотносительно от их сословной этнической принадлежности. В этот период культуры Христианство находится в центре всего социокультурного прогресса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры. Так, на фоне доминирования Христианства в XI веке начинается столкновение культурных ориентаций: с одной стороны - церковной, учёной, официальной, а с другой – народной, карнавальной, «смеховой». Которая начала формироваться благодаря притоку деревенского населения в города Европы. Такая культура получила название народной культуры и впоследствии оказала непосредственное влияние на городскую культуру.
Столкновение культурных ориентаций рождало многослойность и противоречивость сознания средневекового человека. Простолюдин и образованный человек были полностью под властью христианского мировоззрения. И именно в это время церковь стала привлекать музыкантов, поэтов, художников для пропаганды религиозной догматики и завоевания своей популярности в народе. Так, появление карнавалов, различных смеховые действ на площадях средневековой Европы занимают особое место и противопоставляются официальным культурны формам и церемониям - церковным и государственным, создавая иной мир, мир вне церкви и государства, мир с иными человеческими отношениями. Смеховые обрядово- зрелищные формы имеют свободу от религиозного догматизма, мистику и едкую пародию на церковный культ. В жизни простого народа большое значение имели песни, пляски, фольклор, хоровые и обрядные песнопения, героические баллады и сказания о подвигах народных героев. Яркими выразителями городской культуры стали: певцы, поэты, музыканты, циркачи.
Основные черты культуры, основанной на средневековой модели мира, её противоречия, характер формирования и развития можно изучить только вместе с исследованием феноменов средневековой жизни. Прежде всего, понятие «средневековье» подразумевает городское устройство, государственно-социальную структуру, особый тип личности, предельно развитую религию и соответствующую систему духовных ценностей.
Рекоменудем посмотреть:
Кризис классицизма
Взгляды русских зодчих начала XIX века на общественные задачи архитектуры выразил архитектор К.И. Росси в пояснительной записке к одному из своих проектов. Он призывал зодчих-современников доказать, что они восприняли «систему древних», и ...
Роль сценографии в выработке условного языка искусства М. Врубеля
Идея синтеза как панацеи от буржуазного измельчания искусств охватили в конце 19 – начала 20 века творцов разных областей культуры. В сфере зрелищно-музыкальных широкое распространение получила теория и деятельность Рихарда Вагнера, мечта ...
Искусство великого актера
В газете “Русское слово" в статье “Памяти М.С. Щепкина" (11 августа 1913 г) Сергей Яблоновский писал о М.С. Щепкине:
“Крепостной, просто, с чувством настоящего человеческого достоинства водивший настоящую дружбу, как равный с р ...
Навигация