В 1558 году Иван Грозный, укрепляя централизованное государство с единой самодержавной властью, выслал Ивана Ивановича в Вологду и заточил в монастырь, где тот и умер, а город включил в число земель, взятых в опричнину и предназначавшихся для «испомещения», т. е. содержания царских служилых людей.
Особенно опустошительным для Белёва был период польско-литовской интервенции XVII века. Занимая пограничное положение, он оказался в числе наиболее разоренных территорий Московского государства. В 1611—1615 гг. город и окружавшие его села и деревни были уничтожены почти полностью. Уцелевшие посадские люди и крестьяне, оставшись без крова и куска хлеба, превратились в нищих и кормились подаянием вокруг белёвских церквей и монастырей.
В 1613 г. литовцы сожгли острог. Белёвский воевода Гагарин доносил в Москву: «белёвский острог взяли, а он с дворянами и детьми боярскими отсиделись в городе».
В 1615 г. на Белёв и его окрестности напал польский гетман Лисовский, но был разгромлен русскими войсками во главе с народным героем Д. М. Пожарским и бежал в направлении на Перемышль и Алексин.
В 1618 г. на город напал польский воевода Чаплинский, но был отбит белёвскими воеводами Левшиным и Афремовым, погибшими в этой битве.
В XVI—XVII вв. Белёв входил в оборонительную линию Русского государства - засечную полосу, поэтому большое внимание уделялось его укреплению. Еще при первом белёвском удельном князе Василии Романовиче была построена дубовая крепость с башнями, перерубами и бойницами, с земляным валом со всех сторон, двумя воротами и тайником, выходившими к Оке.
В 1719 г. во время большого пожара города, крепость со всеми 11 башнями была уничтожена, сгорела церковь Успения, канцелярии, острог, тюрьма. В мужском монастыре сгорели 2 церкви. Сгорели 9 приходских церквей, богадельни, 295 жилых домов, лавки и амбары, харчевни и кузницы. Пожар уничтожил земский двор, гостиный и кружевной дворы.
В XVIII веке было еще два больших пожара – в 1763 году и в 1772 году. Самым же сильным был пожар 1801 года – сгорело все Завырье и еще 450 домов.
Белёв XVI—XVII вв.— типичный феодальный древнерусский город, строившийся и разраставшийся без всякого плана.
Крупными вотчинами в Белёве и уезде являлись монастыри и церкви. Князья всячески покровительствовали им, находя в их лице надежную опору. Еще первые белёвские удельные князья основали Спасо- Преображенский монастырь и, избрав его местом своего погребения, приписали к нему в вечное владение свои богатые вотчины. По данным переписной книги 1694 г. «Спасского монастыря за игуменом с братиею в Белёве и Белёвском уезде на оброке р. Ока с рыбными ловлями, и с перевозом, и с бобровыми гоны, и с озер с истоки от Лихвинского рубежа по обе стороны до Мценского рубежа. Да Спаскова же монастыря в г. Белёве на речке на Малой Вырке мельница безоброчная». Большими угодьями владел Крестовоздвиженский монастырь.
Белёвским монастырям принадлежало около двух тысяч десятин земли, ряд сел и деревень. Прежние названия некоторых из этих деревень, ныне не сохранившиеся в памяти населения, говорят о том,, что они являлись монастырскими владениями. Например, дер. Ламоново в XVI—XVII вв. принадлежала Спасопреображенскому монастырю и называлась Чернцово (чернец — значит монах). В Белёве была Подмонастырская слобода, где жили крестьяне, также принадлежавшие Спасо-Преображенскому монастырю.
Кроме монастырей, в Белёве было 14 церквей, не считая более трёх десятков церквей, расположенных на территории уезда. Все они содержались за счет государства и населения и имели земельные, и другие угодья.
Рекоменудем посмотреть:
Социокультурная типология личностей
Личность сопричастна всему общественному богатству, но реально не способна целиком его освоить и преобразовать. Это противоречие между потенциальным и реальным мирами в человеческой жизни обусловливает направленность интересов людей в раз ...
Их руками и сердцами
Сегодня – Евдокия Ильинична Лукьянова – член Союза художников СССР. Сама она почти и не смотрит на стол, разговаривает с собеседником, а руки будто сами по себе существуют, вылепливая, приглаживая, поправляя будущую свистульку. Игрушкой о ...
Философия
Первой философской системой античности была натурфилософия, сложившаяся в Ионии в V в. до н. э. Наиболее яркие представители стихийно-материалистической натурфилософии этого времени - Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Основное вним ...
Навигация