Белёв и его исторические памятники русской культуры

Информация » Роль памятников русской культуры в истории Российского государства » Белёв и его исторические памятники русской культуры

Страница 4

С XVII века начался новый период в истории Русского государства, характеризующийся усилением феодально-крепостнического гнета, образованием всероссийского рынка, развитием мелкой промышленности и мануфактур, зарождением буржуазных отношений. Естественно, Белёв не остался в стороне от тех изменений, которые происходили, в экономическом и политическом укладе России.

Утратив свое военно-стратегическое значение, Белёв остается самым значительным посадским городом Тульского края, а с XVIII века становится крупным торгово-купеческим центром Тульской губернии с довольно развитой сетью ремесленных и мелких промышленных заведений. Это свое значение Белёв сохраняет до 60—70 годов XIX века.

За свою многовековую историю Белёв в силу сложившихся исторических обстоятельств многократно оказывался в центре тех или иных событий, и в том числе - военных действий. Это привело к невосполнимым утратам многих архитектурных памятников. "Черное дело" довершали пожары, в огне которых также погибали исторические здания и сооружения. Общую картину разрушений "дописал" XX век, с его войнами и атеистами-интернационалистами, которые с патологическим удовольствием уничтожали русскую старину.

И всё же многое в Белёве уцелело. Пусть в полуразрушенном виде, но уцелело. Это и монастыри, и отдельные церкви, и городская постройка XVIII-XIX веков.

Под охраной государства , в последние три десятилетия, находится более 100 зданий, представляющих историко-архитектурную ценность. Административно-хозяйственным центром остается ул. Карла Маркса с двумя площадями. Улицы Пионерская, Октябрьская, Советская, Софьи Перовской, застроены жилыми домами XVIII-XIX веков, являющихся памятниками русского градостроительства.

В старой части города находятся Спасо-Преображенский и Крестовоздвиженский монастыри. Они включены в музейно-заповедную зону.

Спасо-Преображенский монастырь - один из старейших на русской земле. Он возведен в 1460 году на месте древнего городища. В "Описании города Белёва и Белёвского уезда 1792 года" можно прочитать: "Мужской монастырь Спаса Преображения Господня; огражден девятиугольной с семи сторон каменной стеною с двумя воротами; в нем четыре церкви каменные: 1) Соборная Спаса Преображения с приделом Архангела Михаила; 2) Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; 3) Иоанна Предтечи; 4) надвратная Алексея Митрополита. Келий каменных четыре, деревянных десять".

Другой монастырь Белёва - женский Крестовоздвиженский, основанный в 1625 году. В том же документе читаем: "Монастырь Крестовоздвиженский огражден десятиугольною каменною стеною с одними воротами. В нем каменная церковь Воздвижения креста Господня с приделом Николая Чудотвоорца. Келий деревянных двенадцать".

И далее указывается, что в городе Белёве "приходских церквей 12, в том числе каменных восемь, деревянных четыре.

Всего в городе и предместье: дворов 1076. Душ мужского пола 2574, женского - 2570".

Нельзя здесь не сказать и о третьем монастыре, расположенном у села Жабынь в 7 километрах от Белёва, который в последние годы стал известен не только в Белёвском районе, но и далеко за его пределами. Это Свято-Введенская Жабынская Макариевская пустынь. Основана она была в 1585 году преподобным Макарием, который и стал первым настоятелем монастыря.

Родился Макарий Жабынский при Иване Грозном в 1539 году. Еще в ранней молодости он был удостоен священного сана. Стал первым игуменом Жабынской обители и чудотворцем. Белевские старики бережно хранят сказания и легенды о св. Макарии Жабынском и передают их внукам. Вот одна из них о появлении в монастыре чудотворного источника:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Михаил Козловский
Родился в Петербурге в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте. В 1764-1773 гг. учился в Академии художеств. Пенсионер Академии художеств в Риме (1774-1779) и Париже (1779-1780). Год ...

Топология символов и знаков
Определение знака основывается на следующей формуле: X понимает и использует Y в качестве представителя Z. В этой формуле X – это тот, кто использует знак (пользователь знака) и участвует в процессе коммуникации. В качестве Y и Z может вы ...

Портрет эпохи солдатских императоров
Портреты эпохи солдатских императоров развивают строгую линию, намеченную при Александре Севере. На первый план вышла характеристика личности (в отличие от прежнего интереса к живописным проблемам, моделировке поверхности мрамора). Приме ...