Происхождение и значение термина «культура»

Информация » Структура и функции культуры » Происхождение и значение термина «культура»

Страница 1

Понятие «культура» (про­исходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.

Со временем слово «культура» стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляет­ся в природе человека.

Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» -— выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т. д.

Более четкое содержание термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитан­ному в обществе, в противоположность человеку «естественно­му», необразованному.

В XVIII веке продолжая античную традицию, идеологи просвещения с помощью термина «культу­ра» выражали идею культуры как сферы развития «человечнос­ти», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Таким образом, в эпоху просвещения культура трактовалась как средство возвы­шения человека, совершенствования духовной жизни и нравст­венности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство че­ловека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имею­щийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, вос­питания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человече­ства, но и отрицательные проявления человеческой активности (ре­лигиозные распри, войны, преступность и т. д.).

В дальнейшем закрепилась расши­рительная трактовка культуры: культура охватывает все, что от­личает жизнь человеческого общества от жизни природы, все сто­роны человеческого бытия.

Она включает в себя не только резуль­тат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. В узком смысле культура — это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обя­зательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма транс­ляции социального опыта через освоение каждым поко­лением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и позна­вательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Илья Ефимович Репин
Родился в Чугуеве в Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе типографов и у местных художников И.М. Бунакова и Л.И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Р ...

Развитие науки и российское Просвещение
Может быть, наибольшее значение с точки зрения культурного развития России имели реформы в области образования. Петр I понимал, что без образования, без профессионально подготовленных людей невозможно возвысить Россию, поднять ее удельный ...

«Ампирный» портрет
Рубеж XVIII– XIX веков – время не только наивысшей славы Боровиковского, но и появления новых тенденций в его искусстве. Классицизм достигает своих высот, и в портретах художника этого времени наблюдается стремление к большей определеннос ...