Важное место в системе наук о культуре занимает культурная антропология.
Антропология - область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде.
Антропология подразделяется на физическую и культурную. Физическая антропология изучает естественную природу человека, культурная антропология рассматривает искусственный мир человека, искусственную среду его обитания. Как самостоятельная область научного исследования культурная антропология сформировалась во второй половине XIX века. В структуре культурной антропологии центральное место занимает этнология или этнография - наука о жизни этносов, народов. Первоначально она занималась описанием жизни "примитивных, диких" народов.
В рамках культурной антропологии сформировалось несколько научных направлений. Первая научно - теоретическая школа, которая возникла в рамках культурной антропологии, получила название эволюционистской. Основы эволюционизма были заложены во второй половине XIX века в работах Г. Спенсера (1820 - 1903), Э. Тайлора (1832 - 1917) и Л. Моргана (1818 - 1881).
Во второй половине XVIII и первой половине XIX в. в науках о природе: в астрономии, геологии, физике, химии, биологии - стали утверждаться идеи эволюционизма. Постепенно идеи развития проникли и в понимание человеческой истории. В 1768 г. шотландский философ А. Фергюссон разделил историю на эпохи дикости, варварства и цивилизации, различавшиеся между собой характером хозяйства и степенью развития отношений собственности. Французский просветитель Ж.А. Кондорсе охарактеризовал устройство общества в каждую из эпох. В 1836 г. датский ученый К.Ю. Томсен обосновал археологическим материалом систему трех веков - каменного, бронзового и железного, а его ученик И.Я. Ворсо создал метод датировки археологических памятников. Вскоре французский археолог Б. де Перт выступил с утверждением, что находимые при раскопках грубые каменные орудия труда принадлежат первобытному человеку. Приблизительно тогда же были найдены костные останки самого этого человека. Все это сделало возможным применение эволюционизма к изучению человека и его культуры.
Во второй половине XIX в. идеи эволюционизма проникают в этнографию. Причем этнографы пытались перенести в свою науку законы биологической эволюции, подчеркивали, что изучают культуру естественнонаучными методами. Например, Э. Тайлор считал, что все явления культуры - материальные объекты, обычаи, верования - составляют такие же виды, как виды растений или животных, и так же как они, развиваются одни из других. Значит, историк культуры должен применять ту же методику, что и естествоиспытатель. Э. Тайлор полагал, что нужно систематизировать культурные явления по их видам, располагать эволюционными рядами - от более простых видов к более сложным и прослеживать их прогресс - процесс постепенного вытеснения менее совершенных видов более совершенными. Тайлор считал, что существует единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития. Все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.
Тайлор понимал, что в культуре много не только общечеловеческого, универсального для одних и тех же стадий развития, но и специфического для отдельных народов. Эта мысль Тайлора вполне отвечает концепции современной этнографии - изучать и общее, и особенное в культуре народов. Понимал Тайлор и то, что эволюция культуры - это не только ее самостоятельное, независимое развитие, но и результат исторических воздействий и заимствований. Английский ученый считал, что хотя в культурно - историческом процессе имеют место факты культурной деградации, регресса, однако общая линия развития культуры - прогрессивная. Тайлор подчеркивал значение исторических контактов для сохранения "плодов прогресса". Культурные достижения одной страны широко распространяются в других регионах, таким образом затрудняется утрата культурного достояния человечества, даже если какая-то его часть это достояние утратила.
Рекоменудем посмотреть:
Матрёшка
Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.
Но, главное, эта куко ...
Выбор материалов
Предстоящий сезон поражает воображение неожиданными трансформациями цветов, которые становятся то яркими и пульсирующими, то, словно наполняясь воздухом и влагой, рождают нежные изысканные сочетания.
Новая палитра, не желая повторять про ...
Зарождение портретной живописи
Наибольших успехов живопись второй половины XVIII века достигает в жанре портрета, который предстаёт во множестве своих разновидностей: парадный, полупарадный, камерный и интимный, портрет в пейзаже, портрет в интерьере, семейные портреты ...
Навигация