Салих Сайдашев родился в Казани в 1900 году 3 декабря в доме №1 по улице Большая Мещанская, называемой теперь улицей Нариманова. Он родился после смерти своего отца Сайдашева Замалетдина, сына Бикчантая. Родословная Сайдашевых уходит корнями в крестьянское сословие. Дед Салиха Сайдашева Бикчантай считался зажиточным хозяином в деревне Ибря (ныне это Высокогорский район Татарстана). У него было четверо сыновей: Бикмухамет, Мухамади, Замалетдин и Сабирзян.
Замалетдин, отец будущего композитора Салиха Сайдашева, женился на Махубжамал - дочери Миннибая из Пороховой слободы. Замалетдин прожил с ней долгую, по-видимому, счастливую жизнь. Но, простудившись и заболев, он скончался за несколько недель до рождения своего последнего, десятого ребенка - Салиха. Дети у них умирали в раннем возрасте. В живых остались только двое - Амина и Салих.
Пожалуй, ни один татарский композитор не пользовался такой всенародной любовью, как Салих Сайдашев. Его лучезарная музыка, полная жизни и сердечного тепла, вошла в душу и быт татарского народа так же глубоко и прочно, как поэзия Габдуллы Тукая. В народе о композиторе любовно говорили: наш Сайдаш . Он открыл новую эру в татарской музыке — эру профессионального композиторского творчества.
Так сложилось, что с театральной жизнью С. Сайдашев оказался связан очень рано. Уже в 13-тилетнем возрасте он начал выступать как музыкант в татарском драматическом театре. В то время это была труппа артистов под названием "Сайяр", с появления которой современный театр им. Г. Камала ведет отсчет своей истории. Сайдашев аккомпанировал на фортепьяно и делал переложения татарских народных песен для струнного оркестра, выступавшего в антрактах и после спектаклей "Сайяра".
Музыкальные выступления юного Сайдашева, связанные с труппой "Сайяр", носили несистематический характер. Дело в том, что юный пианист служил у купцов Халитовых в магазине, а в свободное от работы время также участвовал в любительских струнных оркестрах.
Учителем игры на фортепьяно Сайдашева был Загидулла Яруллин — пианист-иллюстратор немого кино, автор музыкальных произведений, среди которых особую известность до сих пор сохраняет "Марш памяти Тукая". Некоторое время С. Сайдашев был учеником известного педагога Казанского музыкального училища по классу фортепьяно профессора О. О. Родзевича.
В дальнейшем, проходя службу в Оренбурге в рядах Красной Армии корнетистом политотдела I-й армии, С. Сайдашев работал пианистом татарской драмы, организованной этим же политотделом. В Казань С. Сайдашев вернулся лишь в 1922 г. по приглашению наркомпроса республики. Ему предложили должность заведующего музыкальной частью и дирижера оркестра в татарском драматическом театре.
Список музыкально оформленных Сайдашевым спектаклей в 1920-е гг. весьма внушителен — это более 30 пьес. Поначалу он больше вводил в музыкальную ткань театральных представлений обработку татарских народных песен, но вскоре стал создавать собственную, полностью оригинальную музыку. Поворотным спектаклем в этом плане оказалась "Зәңгәр шәл" (Голубая шаль) (1926). Затем последовали "Наемщик", "Иль" (Родина), "Кандыр буе" (На Кандре), "Бишбүляк", "Күзләр" (Очи), "Чын мәхәббәт" (Настоящая любовь) и другие произведения.
Музыкальные спектакли татарского драматического театра пользовались большой популярностью. В отчетах-итогах театрального сезона 1928-1929 гг. читаем: "Публика г. Казани с большим интересом посещает музыкальные постановки (которые в прошлом году шли до 15 раз), поэтому необходимо в дальнейшем отказаться от исключительно фактических постановок и дать театру музыкально-драматический характер, включить в репертуар и музыкальные, и оперные постановки"[1].
В официальных документах С. Сайдашев числился не только заведующим музыкальной частью театра, дирижером оркестра, но и композитором. Затем к прежним обязанностям присовокупили должность инспектора оркестра. С. Сайдашев был экспертом многочисленных комиссий. Так, ему поручали оценить музыкальный слух и музыкальную грамотность актеров. Все, что касалось музыкантов театра, всецело находилось в ведении С. Сайдашева. Он также готовил будущих артистов — преподавал в педагогическом и театральном техникумах теорию музыки.
Рекоменудем посмотреть:
Сказочная тема и ее роль в формировании нового стиля
Врубель – художник фантастического, сказочного, ирреального. С его приходом в искусство в русской живописи закончился ХІХ век с его мирным, домашним и каким-то патриархальным отношением к миру и человеку, и началось что-то новое, небывало ...
Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения
"Самая большая роскошь - роскошь человеческого общения", - сказал кто-то из мудрых. Большинство людей, я полагаю, разделяет это мнение.
Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие.
Общая тема разговора з ...
Икона и ее язык
Иконопись (от гр. eikon- изображение, образ) – вид станковой живописи, произведения которой посвящены моленным образам. Развивалась, главным образом, в государствах, где утвердилась восточная ветвь христианства (православие).
Как некое Б ...
Навигация