Советская культура как форма общественного сознания и специфический феномен выражает способ деятельностного существования человека и обуславливает рациональное упорядочивание и систематизацию эмпирического опыта в процессе освоения им действительности и смысла бытия.
Глобализация современного мира трансформирует концепт "советская культура", изменяя его влияние на традиционные и нетрадиционные компоненты культуры общества. Это актуализирует необходимость исследования его в рамках и культурологического знания и в целом теории культуры.
Исследование феномена тоталитаризма как типа цивилизации, оказавшего влияние на советскую культуру, началось в конце 30-х гг. в трудах X. Арендт, Р. Арон, З.Бжезинского, В. Гуриан, и других. Проблемами тоталитаризма и тоталитарной культуры занимались: Т. Манн, Б.Брехт, К.Ясперс, Э.Фромм, В.Гроссман, В.Шаламов, А. Сахаров, А.Солженицын и другие [4, 212].
Из рассмотренного материала уже можно вывести трудности развития искусства в условиях тоталитаризма. Основным моментом в этом случае выступает партийность. И можно теперь поговорить о формировании культуры тоталитарного общества.
В каждой из тоталитарных культур существовала технология работы с бессознательным. Ведь каждый из художников претендует на то, что он имеет определенную стратегию овладения бессознательным. Инженерный подход к бессознательному, тогда состоит в том, чтобы прибрать к рукам и овладеть. Этот подход выделил художников авторитарного толка. Архитектура включается в контекст идейно - политических проблем, которые с невиданной остротой развиваются в художественной культуре. Сверх задачей становится связь строительства с промышленностью. Проявилось это в строительстве собора социализма. Побочным эффектом стало строительство массового жилья. Социальная проблематика является постоянно действующим фактором во всей истории архитектуры, но в острые переломные периоды роль его возрастает в исключительной степени. Имперский стиль эпохи тоталитаризма воплотился, в так называемой, культуре № 2. Культура № 2 - символ конечности, например, дворец Советов. Он символизирует на своих ярусах все стили: от стилей Древней Ассирии и Древнего Рима до конструктивизма. Это предполагает мотив стабилизации жизни. Здание Дворца Советов - неподвижность, затвердевание культуры, культ вертикали и ее сакрализация, иерархия. Московские небоскребы - это стремление смоделировать небо, причем " рабочее небо". К способам моделирования этого образа относятся, например, своды метро. Всякие переходы сокрализуются, вот почему входы в метро (в Москве) оформлялись как входы в храм. Однако если учесть, что при этом мы спускались под землю, то на ум приходят символы подземных божеств. Все эти проявления можно увидеть в искусстве 50-80 годов это важное время для формирования советского искусства. Главное, основное - новизна, поворот. "Оттепель" - основное слово этого времени, первые проблески демократического, не подцензурного начала. В пятидесятых годах происходит масса выставок и конкурсов. В это время на арену выходит Анатолий Зверев, его еще называют "русским Матиссом" [4, 226].
С 1957 года интереснейшие выставки идут на двух основных площадках: Музей имени Пушкина и Музей имени Маяковского. Это были выставки мастеров русского авангарда.
В живописи 1956-57 годы складывается ряд очагов неофициальной культуры. Во-первых, образована студия Э. Билютина -"новая реальность". В 56-60 г. - это первые годы подобных выставок.
Во-вторых, образована школа, к которой примыкали Крапивницкий, Равин, Яковлев и др. 56-58 годы - значимые процессы в развитии живописи, нетрадиционного искусства. Квартирные выставки, развитие самиздата характерны для этого времени. Начиная, с 1969 года введено постановление об обязательной цензуре выставок. Массовая аудитория все больше начинает ощущать потребность в другом изобразительном искусстве. У художников же, наоборот стремление выйти к мировым массам. 1974 год "бульдозерная выставка" - попытка организовать выставку на открытом воздухе. В 1975 году были проведены две большие выставки на ВДНХ , 1972 год- расцвет соц.арта - Андрей Харитонов, Кулаков . Возвращение к вечному и личному характеризует развитие не только живописи, ни и кинематографа: Тарковский, Шукшин. Это своеобразное начало авторского кинематографа. Не случайным было нарастание в духовной культуре семидесятых годов музыки. Именно в 70-ые годы впервые звучит творчество Губайдуллиной, Шнитке, Эдисона. Этот период попытка вырваться за рамки культуры, это контркультура. Итак, три типа, на которых держалась советская ментальность: созидание, война, культура сливаются в одно целое. XX век -век компьютерной техники. Возрастание роли знаковых систем и средств массовой информации. Культура начинает восприниматься как интерзнаковая реальность. В это же время, XX век содержит противоречие: философичность и концептуальность доминанты развития современной культуры. Советская культура, с одной стороны, стремиться стать философией откровения. С другой, выведение на первый план ценностей негативного плана. Это становится симптомом XX века. Взаимосвязь философии и искусства выразили философские настроения и идеи, например Риккерта. Культура XX века пытается себя самопознать. Картина предстает как стремление раскрыть новые представления о пространстве и времени.
Рекоменудем посмотреть:
Храм для Артемиды
Турция, VI век до нашей эры.
В античные времена Эфес был одним из крупнейших портов на западном побережье Малой Азии. По Эгейскому морю к нему из разных городов Средиземноморья приплывали торговые суда. Но прославился Эфес не столько сво ...
Футбольные фанаты
Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. У которых прослеживается иерархическая организационная структура ношения атрибутики. Основное средство отличия - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в ...
Из истории собирания песенного фольклора Самарского края
История собирания песенного фольклора Самарской области насчитывает более ста лет. Первыми изданиями стали сборники и разрозненные публикации, в которых были помещены исключительно тексты песен без нотографической записи напевов. В некото ...
Навигация