Тайлор ввел в науку понятие "пережитки". Он трактовал их как "живые свидетельства, памятники прошлого", которые свидетельствуют о единстве историко - культурного процесса. Они были свойственны более ранней стадии культуры и в силу привычки переносятся в другую, более позднюю стадию. В работе "Первобытная культура" приведено много примеров пережитков, в том числе такие. Деревянное сверло для добывания огня трением употреблялось в домашнем быту у многих примитивных или древних племен, а у новейших индусов сохраняется как освященный временем способ зажигания чистого жертвенного огня, в Швейцарии существует в виде игрушки. Современные азартные игры связаны с искусством гадания, которое было известно уже дикарям.
Тайлор сравнивал пережиток с рудиментом в живом организме. Анализ пережитков позволил ученому объяснить происхождение целого ряда поговорок, пословиц, обычаев, игр, этикетных правил. Как оказалось, у них древняя история. Изначально они имели мифологическое содержание, наделялись магическим смыслом. Но со временем они все более приобретают метафорический характер, переходя в область поэзии. Это служит доказательством того, что для понимания современного состояния культуры нужно обращаться к ранней культуре, какой бы примитивной и алогичной она ни казалась.
Тайлор создал первую развернутую теорию происхождения и развития религии. Он ввел в этнографию понятие "первобытный анимизм". Анимизм происходит от латинского слова "анима" - душа или "анимус" - дух.
Анимизм - это вера в существование души и духов.
По мнению Тайлора, религия произошла от веры первобытного человека в способность души, духа отделяться от тела.
Доказательством этого для первобытных людей были такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаилетаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления, которыми ныне занимается парапсихология. Они доказывают, что в каждом человеке имеется особая субстанция - душа, которая может покидать свою телесную оболочку. Из представлений о душе развились представления об отдельно существующих духах, ставших олицетворением природных стихий, растений и животных. Отсюда идет прямая линия к политеистическим представлениям о пантеоне богов, олицетворявших силы природы, к монотеистической вере в единого бога.
Тайлор показал связь анимизма с другими религиозными представлениями первобытности - фетишизмом и тотемизмом.
Фетишизм - это вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов.
Фетишем мог стать любой предмет, почему - либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животного. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов - оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу.
Фетишем иногда становилась часть чего - то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетиш мог быть просто рисунком или даже татуировкой на теле. Особая группа фетишей связана с распространенным у многих народов культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым покланяются. Иногда это идолы - человекоподобные фигурки из камня, дерева, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае. Э. Тайлор относил к области фетишизма и многочисленные формы погребальных обрядов, существующие у разных народов. Обычай сохранять некоторые части тела умершего или даже в мумифицированном виде все его тело как вместилище сверхъестественных сил существовал когда - то в Перу и Египте. В основе существования фетишей такого рода лежит мысль о реальном присутствии духа в безжизненных предметах, когда - то бывших живыми.
Рекоменудем посмотреть:
Топология символов и знаков
Определение знака основывается на следующей формуле: X понимает и использует Y в качестве представителя Z. В этой формуле X – это тот, кто использует знак (пользователь знака) и участвует в процессе коммуникации. В качестве Y и Z может вы ...
Развитие монастыря в XVI-XXвв
Художественное значение монастыря чрезвычайно велико: здесь сконцентрированы основные черты вологодских построек за три столетия, а монастырские архитектурные памятники последовательно отражают все этапы строительства на русском севере – ...
Из истории рязанского театра
Открытие в 1787 году в губернском центре театра было важным событием в культурной жизни Рязанского края. Его возникновение связано с именем русского поэта Г.Р. Державина, который в это время занимал должность тамбовского губернатора и под ...
Навигация