Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

Информация » Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

Страница 5

В дальнейшем Павло-Обнорский монастырь стал одним из самых значительных оплотов Православия на Русском Севере. С мнением его настоятелей считались - подписи игуменов Павло-Обнорских стоят под важнейшими государственными документами того времени, Славился монастырь и сугубой строгостью устава. В разное время в Павло-Обнорской обители подвизались такие подвижники, как прп. Лонгин Коряжемский и Адриан Монзенский, а также старец Пафнутий, будущий митрополит Сарский и Подонский.

Первый каменный храм монастыря, в честь Живоначаяльной Троицы, строился в 1505-16 годах. Над иконостасом для него работал знаменитый иконописец Дионисий Московский, чье творчество теснейшим образом связано с обителями Северной Фиваиды. Из всего иконостаса до нас дошли всего четыре иконы - "Спас в силах" (находится в Третьяковской галерее), "Распятие" (там же), "Уверение Фомы" (в Русском музее) и "Успение Богородицы" (в Вологодском музее). Да и сам Троицкий собор не сохранился до наших дней - в 1936 году его безжалостно разрушили, несмотря даже на то, что он являлся одним из самых старых каменных храмов на Вологодчине. Вскоре после завершения Троицкого собора в обители возвели еще две каменных церкви.

Павло-Обнорский монастырь пользовался особенным почитанием у московских великих князей. В 1529 году здесь побывал Василий III с женой (Еленой Глинской), а в 1545 году - его сын Иван. Благодаря вкладам великих князей монастырь смог сравнительно быстро отправиться после разграбления его казанскими татарами, дошедшими до этих мест в 1538 году.

В XVIII столетии Павло-Обнорский монастырь, как и многие другие обители, пережил период длительного упадка. Подкосил его, помимо всего прочего, большой пожар, случившийся в 1764 году. Ремонт пострадавших в пожаре зданий был закончен лишь в 1766 году.

Возрождение монастыря связано с деятельностью игумена Иоасафа (Тихонова), бывшего его настоятелем в 1861-77 годах. При нем была устроена хорошая дорога к обители, возведен странноприимный дом, отремонтированы монастырские здания, выстроена внушительная ограда.

Летом 1909 года Павло-Обнорский монастырь вновь горел. Помимо прочих ценностей, в огне погибла серебряная рака, изготовленная попечением игумена Иоасафа для мощей преподобного Павла. Средства на восстановление древней обители после пожара собирали по всей России. В частности, новую раку для мощей прп. Павла пожертвовал Николай II.

В 1924 году монастырь закрыли, а в следующие годы были разрушены ограда, Троицкий собор, колокольня. Только в 1994 году здесь начала возрождаться монашеская жизнь. Теперь одна из старейших северных обителей существует как подворье Спасо-Прилуцкого монастыря.

Не так много времени прошло с того дня, когда в стенах Спасо-Прилуцкого монастыря возобновилась монашеская жизнь. Но это время - уже история. Хотя пока еще - новейшая.

Возвращение Спасо-Прилуцкого ШГ^ монастыря Русской Православной ГШ Церкви началось в 1990 году. Еще |_| в июне 1990 года, на праздник Сретения иконы прп. Димитрия, духовенство и жители Вологды совершили первый после долгого перерыва крестный ход до Лазаревского кладбищенского храма. В том же году Церкви передали надвратную Вознесенскую церковь обители, в 1991 году при Спасо-Прилуцком монастыре была организована монашеская община. Наконец, в 1992 году весь монастырь вернули Церкви. Знаменательно, что второе рождение обители произошло в год, когда отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого (к молитвенному заступничеству которого, кстати, вологжане прибегали и в годы советских гонений на веру).13-14августа 1992 года Спасо-Прилуцкий монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. Он совершил Божественную литургию в нижнем храме Спасского собора и возглавил крестный ход вокруг обители.

За минувшие шестнадцать с половиной лет проделана большая работа по восстановлению монастыря.

По счастью, архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкой обители сохранился полностью. В середине XX века даже была проведена реставрация некоторых зданий, однако поскольку использование храмов в богослужебных (как тогда говорили, "культовых") целях не предполагалось, то и реставрировали их соответствующим образом.

Сейчас в храмах устроены новые иконостасы, отремонтирована кровля на стенах и башнях, реставрируется подворье монастыря в Вологде - храм во имя прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке. Церковь эта была построена в середине XVII века - но преданию, на том самом месте, где останавливался прп. Димитрий по приходе в Вологду.

В Прилуцком монастыре поддерживается традиция монастырских церковных служб: каждый день здесь совершается полный круг богослужения согласно древнему чину, Молитва - главное делание монашествующих, но и иные дела братия не упускает: в обители есть несколько мастерских, с помощью которых она обеспечивает свои (и не только свои) нужды. В частности, работает свечная мастерская, где изготавливаются свечи как для самого монастыря, так и для других храмов Вологодской епархии. Действуют столярная, швейная, иконописно-реставрационная мастерские.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Экологисты
Так вот, далее возьмем экологистов. Опять же как было упомянуто выше, многим представителям молодежных субкультур присуще чувство тревоги за страну (ну, не то что за страну, за окружающую среду, за животных, за не совершенность мира и так ...

Новые принципы строительства Петербурга в эпоху Просвещения. Архитектура классицизма
В начале царствования Екатерины II, пишет М. Пыляев, Петербург «все еще имел вид возникающего города. Улицы были нешироки, из них только три главные, примыкающие к Адмиралтейству, были вымощены камнем, другие выстланы были досками, дома в ...

«Пейзаж настроения»
Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-1883), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-1890), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел ...