В столь благолепном виде монастырю довелось постоять недолго.
Уже в 1918 году в нем прошел обыск. Часть зданий заняли под свои нужды красноармейцы, но в Спасском соборе еще некоторое время проходили богослужения. В течение 1919-23 годов монастырское имущество постоянно изымалось "для помощи голодающим", а вскоре началось выселение монахов. Летом 1924 года обитель была закрыта. Возвращение Спасо-Прилуцкого монастыря Русской Православной Церкви состоялось в 1992 году.
С 1960-х голов на территории Спасо-Прилуцкого монастыря находится уникальный памятник русского средневекового зодчества - деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. "Родина" этой церкви - Александро-Куштский монастырь, основанный в XV веке прп. Александром Куштским. Располагался он в низменной местности на берегу реки Кушты, в двух километрах от впадения ее в Кубену. Монастырь никогда не был ни богат, ни особенно знаменит (особенно в сравнении со Спасо-Каменным монастырем, отстоявшим от него на восемь верст), однако на протяжении некоторого времени ему оказывали помощь князья Димитрий и Симеон Заозерские, владевшие землями вокруг Кубенского озера и почитавшие прп. Александра как великого подвижника. В обители имелось два храма. Деревянная Успенская церковь была построена в середине XVI века, после страшного пожара, уничтожившего почти все монастырские строения. Таким образом, она является одним из наиболее старых зданий подобного рода на всем Русском Севере.
После реформы 1764 года Алексаидро-Куштский монастырь был упразднен и обращен в приход, а в 1830-е годы - приписан к Спасо-Каменному монастырю.
Надвратная церковь во имя Вознесения Господня (равно как и сами главные ворота) была построена вскоре после Спасского собора. Изначально церковь освятили во имя св. Феодора Стратилата. В 1844 году храм переосвятили во имя Вознесения Господня.
Декоративное оформление церкви состоит из элементов, характерных как для московской, так и для новгородской архитектуры: нишек, арочек, поребрика и бегунца (бегунец - особый тип декоративной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, попеременно обращенных вершинами вниз и вверх). Такое смешение стилей вполне обычно для большинства каменных северных храмов XVI-XVII веков.
Рядом с надвратной церковью находится небольшая колокольня, перестроенная в 1729-30 годах из часовенки, где висели колокола (когда именно была сооружена эта часовня, неизвестно; в монастырской описи, составленной в XVII веке, она уже указана).
В 1830 году к юго-востоку от Спасского собора была возведена церковь во имя великомученицы Екатерины и святого равноапостольного князя Владимира. Небольшая, однокупольная, она является характерным образцом так называемого "провинциального классицизма".
Екатерининская церковь строилась усердием вологодского помещика Владимира Волоцкого над могилами его родственников, похороненных на этом месте. Род Волоцких был хорошо известен в Вологде, он вел свое начало от выходца из Полыни Александра Волоцкого, получившего в начале XVI века поместья на Вологодчине.
Сейчас церковь во имя вмч. Екатерины соседствует с привезенной в монастырь в 1960-е годы деревянной Успенской церковью, и это соседство - маленькой классицистской церкви-усыпальницы и внушительного шедевра русского деревянного зодчества - выглядит хотя и несколько курьезно, но симпатично.
Одним из самых интересных храмов Спасо-Прилуцкого монастыря является церковь, освященная в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. К церкви примыкает трапезная палата, а сама она соединена крытой галереей со Спасским собором.
Одноглавая, бесстолпная, с позакомарным покрытием, Введенская церковь имеет два этажа. В нижнем этаже прежде находился храм, которого в настоящее время не существует, а в трапезной был в 1876 году устроен придел во имя великомученицы Варвары.
Точное время постройки Введенского храма неизвестно, однако по описи 1623 года он значится уже каменным. Большинство исследователей указывают в качестве наиболее вероятного периода его строительства начало второй половины XVI века, предполагая, что он был сооружен вскоре после завершения Спасского собора. Кроме того, очевидно, что при создании декоративного убранства церкви (поребрика, декоративных поясков) зодчие отчасти ориентировались на оформление барабанов глав соборного храма.
Церковь очень нарядна. Она запоминается своей трехъярусной пирамидой, увенчанной барабаном с луковичной главой. Форму храма задает кубический объем, лишенный алтарных апсид, что весьма характерно именно для XVI века.
В 1918 году церковь была закрыта, в 1920-е годы в ней находился клуб.
Долгое время ограда Спасо-Прилуцкого монастыря оставалась деревянной. В камне к началу XVII века были построены лишь главные ворота с Вознесенской церковью и небольшой участок стены, примыкающий к ним. Отсутствие надежных укреплений как раз и привело к разграблению монастыря в Смутное время.
Рекоменудем посмотреть:
Цветовая палитра
Действия рассказа начинаются в ноябре, а именно третьего ноября. Число три – символизирует обновление, решение. Также является христианским числом (Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух).
«Это было в мрачный, самый мрачный вечер, какой тольк ...
Монументально-декоративная скульптура
Познакомимся теперь с монументально-декоративной скульптурой. Ее можно встретить буквально на каждом шагу. Она тесно связана с архитектурой, а говоря шире - вообще с окружением и включает все виды скульптурного убранства зданий, как изнут ...
Главные роли
В комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума" Щепкин создал образ Фамусова - типического представителя чиновной бюрократии, исполненного чванливости и барской спеси перед людьми, стоящими ниже его на общественной лестнице, угодливого и раб ...
Навигация