Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

Информация » Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

Страница 4

В 1640-е годы в монастыре началось строительство каменных стен. В то время многие обители окружались мощными укреплениями - сказывался горький опыт, полученный в первые десятилетия XVII столетия. Никто тогда предположить не мог, что крепостные стены монастырям больше не понадобятся, и на их возведение были истрачены огромные средства. Зато теперь благодаря этим "необоснованным тратам" мы имеем великолепные по своей законченности архитектурные ансамбли.

О завершении строительства стен свидетельствует надпись над воротами: "Лета 7164 (1656), августа в 1 день, сделан сей град около Прилуцкого монастыря при державе Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и при его благоверной Царице и Великой Княгине Марье Ильиничне, и при благоверном царевиче и Великом Князе Алексее Алексеевиче и при Великом Господине Святейшем Никоне Патриархе Московском и всея Великия и Малыя и Белыя России, и при господине Преосвященном Маркеле, Архиепископе Вологодском и Великопермском и святые обители сия при архимандрите Ионе и при келаре старце Сильвестре с братиею, и делан сей град монастырскою казною".

Крепостные стены монастыря имеют в плане форму неправильного четырехугольника. По углам выстроены шестнадцатигранные крепостные башни, выступающие из плоскости стен и приспособленные к круговой обороне. В наружной стене башен устроено несколько ярусов бойниц. Один из ярусов оснащен машикулями - навесными бойницами.

В северной и южной угловых башнях находились своеобразные "военные склады": в них держали порох, ядра, пули и дробь. Имелись и пушки - тридцать штук.

Сами стены Спасо-Прилуцкого монастыря приспособлены для ведения как верхнего, так и нижнего боя. Площадка для верхнего боя устроена вдоль всех стен с внутренней стороны на утолщениях стены или на каменных арках и представляет собой крытую галерею, по которой можно кругом обойти ограду монастыря. Длина стен - 830 метров, высота - 7 метров, толщина 2,5 метра.

Что касается ворот, то их в монастырских стенах было сделано трое - главные, отстроенные в камне ранее других, западные (к реке Вологде) с четырехугольной Водяной башней над ними и малые (в южной стене). Малые ворота в настоящее время заложены кирпичом.

Когда-то эта обитель была ставропигиальным монастырем. Теперь она является подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря.

Обнорский монастырь несколько моложе Спасо-Прилуцкого Димитриева. Его основал I в 1414 году ученик Преподобного Сергия прп. Павел. К этому моменту основателю обители было уже почти сто лет - преподобный Павел родился в 1317 году. "Малой родиной" его была Москва, откуда он в возрасте двадцати двух лет тайно ушел в Рождественский монастырь близ Ярославля (родители прп. Павла, по-видимому, без особенного сочувствия относились к его стремлению стать монахом и готовили его к мирской жизни). Приняв постриг в Рождественском монастыре, через некоторое время он перешел в обитель, основанную Преподобным Сергием Радонежским. Несколько лет провел инок Павел в келейном послушании у Преподобного, после чего испросил у него благословение на отшельничество и пятнадцать лет прожил в уединенной келье, далеко отстоявшей от Свято-Троицкой обители.

Дальнейший путь преподобного Павла лежал в глухие леса Вологодчины. Здесь, над речкой Грязовицей, он устроил в дупле старой липы маленькую келью и оставался в ней в полном безмолвии три года. В житии преподобного говорится: "Блаженная жизнь Павла была подобна жизни первого человека в раю: птицы и звери, даже хищные, паслись возле его жилища, утешая его незлобием. К нему приходил заяц вместе с лисицею, принимая пищу из рук св. старца. Вились птицы, являлся медведь и смирно ждал себе пищи". Потом прп. Павел перешел реку Нурму, выстроил себе маленькую хижину и выкопал колодец.

Спустя некоторое время к отшельнику стали приходить люди, жаждавшие получить от него духовное утешение и руководство на пути спасения души.

В 1414 году прп. Павел, по благословению митрополита Московского Фотия, построил храм во имя Святой

Троицы, вокруг которого и вырос Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Сам же преподобный, поручив руководство обителью своему ученику Алексию, проводил большую часть времени в уединенной келье на горе, а незадолго до кончины вновь взял на себя подвиг безмолвия ("безмолствова-ти начат, всего человеческаго жительства ошаяся, в молитве же и внимании к Богу ум свой присно имеа, зрительное очищая и свет Божественнаго разума сбираа в сердци своем и чистотою его созерцаа славу Господню, тем сосуд избран бысть Святому Духу"). Преставился ко Господу прп. Павел, будучи 112 лет от роду. Последними его словами, обращенными к ученикам, были: "Братья, имейте любовь между собою и храните правила монашеского общежития". Прославление при. Павла Обнорского в лике святых совершилось в 1547 году, при митрополите Московском Макарии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

«Ольмекская проблема»
К числу наиболее значительных мезоамериканских культур классического периода относятся теотихуаканская (Центральная Мексика) и майяская (южномексиканские области, Белиз, Гватемала, запад Сальвадора и Гондураса). Но прежде несколько слов о ...

Иконописное искусство Новгорода и северных областей
Неповторимое своеобразие отличает искусство русского Севера, которое до сих пор восхищает и радует глаз. Новгородское иконописное искусство связано, прежде всего, с именем Феофана Грека. За десять лет пребывания в Новгороде им созданы как ...

Роль культурной коммуникации в современном российском обществе
Культура — это система ценностей и социальных кодов, сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение, призванная служить основанием для сохранения самобытности общества. Культура в ее современном понимании - еще и социальная модель де ...