К 70-м годам сформировались эстетические позиции искусства Л.П.Азаровой. Ее творчество органично вошло в художественную жизнь промысла, став частью истории его развития явлением яркой творческой индивидуальности. Человек эмоциональный и порывистый, она всегда охвачена новыми замыслами, которые воплощает быстро, решительно, смело, нередко вступая в спор с материалом, подчиняя его своим творческим устремлениям. Фарфор для художницы - не просто мягкий, податливый, пластичный материал, а изделие - не просто объем для росписи. Ее отношение к материалу сложно. В напряженных ритмах и художественном строе сюжетно-изобразительной пластики ее работ отчетливее всего выразились творческая индивидуальность, нашел живое воплощение неуемный характер. В скульптурных сосудах и сосудах, украшенных скульптурой, нет простодушия и непосредственности крестьянского искусства прошлого. Образный строй произведений сложен, формы укрупнены, архитектоника строго продумана и подчинена законам скульптурной пластики. Изделия Азаровой привлекают смелостью и выразительностью решений, связью с искусством прошлого и современным языком. Народные праздники, быт народа для Азаровой - вечно живой, неисчерпаемый источник вдохновения. Анализируя искусство Азаровой, убеждаешься, что не простые утилитарные изделия, а декоративные сосуды и предметы становятся программными в ее творчестве, стремящееся выйти за рамки обыденности. Обращение к различным видам народного искусства, в частности, к искусству гжельского фарфора XIX века дает ей живые творческие импульсы. Творчество Азаровой - пример того, как много может дать художественное использование традиции. В работе над скульптурными сосудами она обращается к опыту гончаров, к выработанным ими приемам и способам пластического решения. Сосуд воспринимается как скульптура, гармоничная и целостная по пластике.
Часто Азарова черпает сюжеты для своих работ в мифологии, народной сказке. Еще одним источником творческих импульсов для художницы становится сама жизнь с ее домашними заботами, отдыхом, праздниками.
Над созданием скульптурных сосудов интересно работает З.В.Окулова. Ее первые изделия, посвященные военно-патриотической теме, были выполнены в 1966 году для выставки “Художники - детям”. Окулова раскрылась не сразу и в полной мере проявилась в 70-х годах. Она живописец, но с первых дней самостоятельно создает формы изделий, решает проблемы единства пластики и росписи. Роспись Окуловой активно взаимодействует с формой. Скульптурные детали в ее изделиях переходят в живописные изображения, находят в них свое логическое продолжение и завершение. Цветочные мотивы украшают многие изделия Окуловой: тугие бутоны роз, лотос и лилия, ромашки и незабудки . Видимо, ощущая однообразие формы, художница прибегла к выполнению орнамента в пластике: многолепестковые цветы в виде ручек соединяются с туловом сосуда. Иногда роспись Окуловой не подчиняется форме сосуда, а дополняет пластический образ скульптурных деталей.
В 70-е годы коллектив пополнился новыми художниками. С 1974 года в производственном объединении “Гжель” работают А.Н.Федотов, Т.С.Дупалиева и В.Т.Розанов, творчество которых наиболее полно раскрылось в конце 70-х в 80-е годы.
В производстве осваивались все новые формы бытовых приборов - масленок, бокалов, кружек, сахарниц, конфетниц, декоративных тарелок, ваз, а также наборов для блинов, пельменей, ухи, меда, варенья, чая, компота, воды, молока и других. Во всех изделиях отразилось стремление создавать не просто предмет с ясно выраженной функциональностью, а художественное произведение, в котором богатое назначение и декоративность неразрывны, дополняют и обогащают друг друга.
В этот период появились многочисленные предметы, призванные радовать человека, пользующегося ими и в будни, и в праздники. Гжельские изделия приобрели необычайно широкую известность, а вместе с ней возрос спрос на них. Лучшие уникальные изделия вошли в собрания крупнейших музеев страны. Современный фарфор с подглазурной росписью кобальтом стал предметом коллекционирования. Гжельский “бум” не утихает. С одной стороны, он вызвал интерес ко всем изделиям с сине-белым сочетанием, веру в художественное совершенство и непогрешимость гжельских изделий, а с другой - породил озабоченность не всегда заслуженным успехом, стремление разобраться, в чем же заключается гжельское своеобразие.
Анализ произведений конца 70-х - 80-х годов позволяет уяснить представление об искусстве Гжели этого периода, конкретизировать общие черты и их выражение в индивидуальных почерках и тем самым определить его место в истории развития промысла.
80-е годы стали временем широкого овладения художественными средствами традиционного гжельского искусства, приобщения молодых к коллективному опыту. В этом процессе огромное значение приобретает воздействие искусства ведущих мастеров. Если в старой Гжели мастерство огранично передавалось от старшего поколения младшему, что сохраняло живую связь, то теперь художники, начинающие работать на промысле самостоятельного творчества. Поэтому ведущим художникам промысла необходимо чаще соотносить свои работы с искусством старых мастеров, так и с требованиями современной жизни, сохраняя школу высокого мастерства и чистоту сложившегося стиля. Освоение молодыми художниками большого опыта, накопленного коллективом промысла, становится необходимым условием прогрессивного развития искусства Гжели. Молодежь живо воспринимает все новое в искусстве и чаще обращается не к отдаленным традициям XVIII - XIX веков, а к сложившимся в современное время. Школа мастерства основывается на опыте и авторитете старшего поколения, его всеобщем признании.
Рекоменудем посмотреть:
Педовки, позёры
Это ряд девушек парней, которые хотят, но зачастую не могут или просто невыходит выглядеть в одном или ином стиле. неудачный начес уже можно отнести к педовкам. но если, к примеру, ты уже заявил о себе как трэш модель, то в любой одежде в ...
Культура и прогресс
С возникновением культуры у людей возникает особенная, «сверхбиологическая» форма сохранения и передачи информации. Это принципиально новый и несравненно более богатый по своим возможностям тип информационного процесса. В культуре информа ...
Йога
Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь ...
Навигация