В 1918 году в руки молодого господства перешли заводы Курина, Фартального, акционерного общества “Динамо” и Попихиных в Речищах, Ивана и Семена Акулиных в деревне Ново-Харитонове, братьев Дунашовых, И.Т.Дунашова, Маркина в деревне Кузяеве, торгового дома Барминых в деревне Фрязеве, Когинкина в деревне Фенине. Наладить работу национализированных предприятий в условиях экономической разрухи было трудно. Население Гжели возвращалось к кустарным промыслам. В примитивных мастерских изготовляли глиняные игрушки, обжигая их в домашних печах.
В 1921 году в деревне Ново-Харитонове была организована Гжельская керамическая профтехшкола, в задачи которой входила подготовка квалифицированных специалистов для подмосковного керамического района. В 20-е годы в Гжели действовало шесть государственных фарфоровых завода, более тридцати мелких фарфоровых заводов, более тридцати мелких фарфорово-гончарных предприятий и кустари.
Новая экономическая политика не только возродила частное предпринимательство, но дала мощный толчок развитию государственной гжельской фарфоровой и керамической промышленности. Сами рабочие стремились наладить работу на государственных предприятиях. Работа заводов Гжели постепенно налаживалась, но большинство предприятий производили электротехнический фарфор. Кустари делали глиняную игрушку и копилки в виде кошек с бантиками, собак, зайцев с морковкой.
В 20 - 30-х годах все основные производства в Гжели специализируются на выработке кирпича, труб, кафеля, технического фарфора. Художественный фарфор не производят. В безотрадном состоянии находится и добыча сырья. Глину заготавливают варварскими способами, копают зимой “ямами” или “дудками”. Весной распопы заполняются водой и делаются непригодными для дальнейшего использования. Подготовка сырья на очень низком уровне: глину замачивают в кадушке или просто в углу, мнут ногами.
Первым объединением кустарей в Гжели была артель “Вперед, керамика”, организованная в 1929 году. В 1930 году артель была преобразована в промхоз, объединивший три деревни - Турыгино, Ново-Харитоново и Жирово.
В Ново-Харитонове делали аптекарскую посуду и игрушку, в Турыгино и Жирове - глиняную игрушку.
В 30-е годы одна за другой возникли новые артели: “Путь Ленина” в Шевлягине, “Объединенный фарфорист” в Турыгине, “Электрофарфор” в Ново-Харитонове, “Артель имени С.М.Кирова” в Бахтееве и другие. В деревне Турыгине была организована профтехшкола, на базе которой в 1931 году возник Гжельский керамический техникум. В 1936 году появился кооператив “Художественная керамика”. Выпуск изделий увеличился. Т.С.Дунашова, потомственная гжельская мастерица, впоследствии заслуженный художник РСФСР, начала работать в живописном цехе в 1935 году.
В артели работали около ста тридцати человек. Это были местные гжельские мастера. Скульптурным цехом руководил мастер самоучка. П.И.Титков, живописным - точильщик В.С.Филенков. Однако артель не выпускала изделий, которые можно было назвать гжельскими. Не было в них гжельского своеобразия, не унаследовали они от своих знаменитых предшественников - гжельской майолики XVIII века и полуфаянса XIX века - ни оригинальных форм, ни приемов росписи. Старое традиционное искусство Гжели было забыто, но славный в прошлом керамический район заявлял о своем стремлении участвовать в художественной жизни страны. Самая крупная кооперативная артель Гжели объединила ранее разобщенных кустарей, привлекла к работе молодежь, создала крупную производственную базу. Пройдя через трудности организационного периода, она экономически окрепла и вплотную подошла к решению проблемы создания высокохудожественных изделий. Помешала война.
Остановились все фарфоровые заводы Гжели. В августе 1941 года производство было законсервировано, но уже в марте 1942 года артель возобновила свою деятельность. Наряду с электротехническими изделиями, необходимыми для фронта и тыла, начали делать простую цилиндрическую кружку.
В это трудное время на промысле начинается работа по возрождению традиционного искусства. Проведенная А.Б.Салтыковым работа по возрождению русской майолики открыла путь к изучению национального наследия, в том числе и народного искусства, путь творческого освоения и развития традиций, путь смелых самостоятельных поисков. Но сам факт работы художников-профессионалов в подмосковном керамическом районе имел очень важное значение. В совместной работе с потомственными гжельцами, “оттискивающими глину, загружающими печь, поющими, гутарящими, весело отзывающимися на жизнерадостную шутку”, сливались воедино творческая мысль художника и традиционное исполнительское мастерство, воспринятое местными мастерами от предшествующих поколений. Открыв для себя Гжель, художники 30-х годов открыли Гжель для последующих поколений художников, искусствоведов, технологов, чьи творческие усилия были устремлены к возрождению лучших художественных традиций народного искусства Гжели.
Рекоменудем посмотреть:
Монументально-декоративная скульптура
Познакомимся теперь с монументально-декоративной скульптурой. Ее можно встретить буквально на каждом шагу. Она тесно связана с архитектурой, а говоря шире - вообще с окружением и включает все виды скульптурного убранства зданий, как изнут ...
Идеологическая основа садово-паркового искусства Китая
Традиционный китайский сад — своеобразный феномен культуры. В нем нашло отражение основополагающее для китайской культурной традиции миропонимание, а именно — специфика философско-религиозного, эстетического и этического отношения к дейст ...
Художественно-конструкторский анализ требований к
проектируемому изделию
Требования к проектируемому изделию устанавливаются на основе данных предыдущего этапа.
Одежду можно назвать второй кожей человека. Она создает вокруг тела определенный микроклимат, обеспечивающий оптимальные условия для поддержания тепл ...
Навигация