Развитие православной духовной мысли и жизни в XIX столетии в России, как и в предыдущие века, во многом было связано с практикой христианского жития и, прежде всего, с практикой русского монашества. Русское монашество XIX в. дало немало примеров истинного христианского подвига, которые служили образцом для понимания смысла жизни, поведения и повседневного бытия обычных, мирских христиан. Но, тем не менее, можно выделить несколько подвижников, которые сыграли особую роль в развитии русского православного миросозерцания. В них Святая Русь явила миру новый пример христианского подвига.
Святой Серафим родился в городке Курске с 19 на 20 июля 1759 года. Ребенка нарекли Прохором в честь одного из 70 апостолов и 7 диаконов. Его родители, Исидор и Агафия Мошнины, принадлежали к купеческому сословию. Исидор Мошнин имел свои кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика строительством каменных зданий. Незадолго до смерти он взялся построить по чертежу зодчего Растрелли новый каменный храм во имя преподобного Сергия, который как раз в год кончины преподобного Серафима стал Кафедральным собором Курской епархии.
Через десять лет после начала постройки храма, в 1762 году, умер его отец Исидор, когда готова была уже нижняя церковь во имя преподобного Сергия. "Боголюбивая вдовица Агафия продолжала труды мужа по строительству Сергиевского храма, верхняя церковь которого была освящена в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Не книжными только словами, но и всей жизнью своей, Богу угодной, поучала она сына благочестию и чистоте и страху Божию. И благодать Божия была на младенце, с ранних лет охраняющая его". Многими чудесными событиями ознаменовалась вся жизнь его. В семь лет он упал с верха колокольни церкви во имя Сергия Радонежского, которую строили его родители, но чудом оказался невредим. Местный юродивый предрек: "Блаженна ты, вдовица, имея сие детище, ибо будет оно крепким предстателем пред Святою Троицею и горячим молитвенником за весь мир".
Три года спустя Серафим тяжело заболел, на выздоровление не оставалось надежд. Врачи отказались лечить его. В это время Прохору во сне явилась Пресвятая Богородица, обещая исцелить его. Мальчик тотчас проснулся и пересказал увиденное матери. На следующий день праздновалось прославление иконы Знамения Божьей Матери. По улице, где стоял дом вдовы Мошниной, двигался крестный ход. Ночью прошел дождь, и, чтобы избежать глубоких луж и грязи, крестный ход с чудотворным образом направился на соседнюю, мощеную улицу и избрал себе путь как раз через двор вдовы Мошниной. Увидев входящих во двор с молитвенным пением на устах людей, а затем прямо под окнами чудотворную икону, несчастная мать подхватила умирающего Прохора на руки, спустилась с ним с крыльца и поднесла мальчика под осенение Матери Божьей. С этого часа Прохор начал быстро поправляться и вскоре исцелился; так исполнилось обещание Царицы Небесной.
Выучившись грамоте, Прохор полюбил чтение Священного Писания и душеполезных книг. Старший брат его. Алексей, занимался в Курске торговлей. Прохор также приучался к потомственному занятию в отцовской лавке. Он вставал раньше всех в доме и после домашней молитвы спешил в церковь к утреннему богослужению, а оттуда сразу отправлялся помогать брату.
В то время в Курске жил некий, всеми почитаемый, юродивый. Прохор всем сердцем приклеился к нему. Юродивый также возлюбил отрока и часто беседовал с ним о благочестии и уединенной жизни, какую и сам вел среди горожан. Вскоре Прохор стал размышлять о монастырской жизни и, наконец, спросил у матери совета, не пойти ли ему в монастырь. Мать не только не испугалась его слов, не только не рассердилась, но с великой радостью восприняла эти слова. Агафия решила отпустить младшего сына. Взяв с собой простой крест, Прохор сохранил его до конца дней своих, нося открыто на груди.
Прохор отправился сначала в Киев, где в Китаевской пустыни, от старца Досифея Прохор получил благословение на поступление в Саровский монастырь, а уже оттуда отправился Саровскую обитель. Саровская пустынь была основана на холме при слиянии рек Сатиса и Саровки, на месте, где в XIV веке, по преданию, находился древний татарский город Сараклыч. Еще задолго до основания обители на этих лесных дебрях селились пустынножители, ископавшие себе в недрах горы несколько пещер.
Основателем Саровского монастыря считается монах Арзамасского Спасского монастыря Исаакий. В 1691 году он поселился здесь, и постепенно вокруг него образовалась монашеская обшина. Позднее, в 1706 году, на средства местного землевладельца князя Кугушева Исаакий построил церковь во имя Успения Богородицы. Эта дата считается датой основания Саровского монастыря.
До конца XVIII века монастырь был ничем не примечателен. Широкую известность ему принес преподобный Серафим, Саровский чудотворец - один из величайших русских святых. По словам патриарха Московского и всей Руси Алексия II, "преподобный Серафим был тем духовным огоньком, у которого отогревалась Россия".
Рекоменудем посмотреть:
Обновленный классицизм
Обновленный классицизм стал главным в творчестве Аннибале Карраччи (1560-1609), чьи плафоны в римской галерее Фарнезе несомненно вдохновлены фресками Микеланджело в Сикстинской капелле, но лишены присущего им мрачного накала страстей.
Ис ...
Российский книжный союз
Основанный в 2001 году, Российский книжный союз является негосударственной и некоммерческой организацией, объединяющей ведущих отечественных издателей, распространителей книжной продукции, полиграфистов, представителей библиотек и бумажно ...
Структурно - функциональный анализ
В 30 годах XX века в рамках культурной антропологии сформировалось новое направление - структурно - функциональный анализ. Его представители - Б. Малиновский (1884 - 1942), М. Мид (1901 - 1971), Р. Бенедикт. В начале XX века расширяется в ...
Навигация