3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода".
К тому времени в Саров пришло более 100 тысяч человек, прибыл Государь Николай II с обеими царицами, великие князья и иные царственные лица, министры, архиепископы и иные чины Церкви.
В дни прославления преподобного Серафима Владимир Грингмут писал: „Не перед цивилизацией, не перед какими-либо самоновейшими доктринами, не перед богатством и славой мира, а перед „жизнью по Богу" преклонилась Россия в Саровских торжествах. Во всю свою историческую жизнь она имела высшим идеалом - идеал святости".
Но в декабре 1920 года мощи преподобного Серафима
Саровского по решению президиума Тамбовского Губисполкома были изъяты из монастыря и впоследствии оказались в Ленинградском музее истории религии. В 1990 году, в декабре месяце, началась передача Церкви Казанского собора епархии, и при освобождении запасников музея были найдены мощи святого Серафима Саровского.11 января 1991года они официально были переданы Русской Православной Церкви, а 1 августа 1991 года помещены в Троицкий собор Сирафимо-Дивеевского монастыря.
Первоначально на месте Серафимо-Дивеевской обители находилась Казанская женская община, основанная в 1767 году при Казанской церкви села Дивеева вдовой полковника Мельгунова, монахиней Киево-Флоровского монастыря Александрой. Мать Александра стала первой начальницей общины и управляла ею под руководством старца Саровского монастыря Пахомия. С 1825 года, после смерти последнего, по его завещанию, общине стал помогать преподобный Серафим Саровский. Серафимо-Дивеевский монастырь Серафим опекал всю свою жизнь, обитель стала его духовным детищем.
В 1828-1829 годах в Дивееве была сооружена церковь Рождества Христова. В 1842 году Казанская община была объединена с Мельничной Общиной, устроенной преподобным Серафимом, в одну Серафимо-Дивеевскую общину, которая в 1861 году была преобразована в монастырь.
Верховной игуменьей монастыря почиталась сама Богоматерь, а вес настоятельницы считали себя только ее наместницами.
В монастыре было пять храмов. Троицкий собор с приделами во имя иконы Богоматери "Умиление" и Св. Серафима Саровского был заложен в 1848 году на месте, указанном преподобным Серафимом, и освящен В 1875 году. В 1905 году по проекту архитектора А.А. Румянцева был заложен новый собор. Его расписали сестры обители в 1915-1916 годах под руководством художника Парилова, но освящение собора, планировавшееся на февраль 1917 года, не состоялось .
Другими храмами монастыря были церковь во имя иконы Богоматери "Утоли моя печали", Тихвинская церковь, кладбищенская церковь во имя Преображения Господня и домовый храм при богадельне во имя ИКОНЫ Богоматери "Всех Скорбящих Радость".
В Троицком соборе хранилась чудотворная икона Богоматери "Умиление", завещанная монастырю преподобным Серафимом Саровским. Он называл эту икону "Радость всех радостей". Перед этой иконой преподобный постоянно молился, перед ней он и скончался. После того как коммунисты ликвидировали Дивеевский монастырь, чудотворная икона была спасена сестрами монастыря, ее бережно хранили и вновь вернули в обитель после ее восстановления.
В Дивеевском монастыре хранилось множество вещей, принадлежавших преподобному Серафиму - они были перенесены сюда после его кончины. Сюда же был перевезен гранитный камень-валун, на котором молился св. Серафим. После ликвидации монастыря он был разбит.
В Дивеевский монастырь стекалось множество паломников, это была одна из самых известных и благоустроенных русских обителей.
В 1927 году Саровский монастырь был закрыт и paзорен. Все святыни монастыря - чудотворная икона
Живоносного источника, гроб-колода, в котором 70 лет покоилось тело св. Серафима, кипарисовый гроб, в котором хранились мощи, и другое - псе было спалено в кучу и сожжено. Разрушили часовню над могилой преподобного Серафима, засыпали родник, вход в пещеры забетонировали, разобрали ограду монастыря, обезглавили колокольню. В Успенском соборе был устроен гараж, а в 1950-е годы его взорвали. Был взорван и собор Живоносного Источника, а всего из девяти монастырских храмов было уничтожено семь. Имущество и библиотека монастыря тоже были разграблены, а частью уничтожены.
Мощи преподобного отвезли в Москву, и вновь они были обретены в декабре 1990 года, в Казанском соборе Санкт-Петербурга, где коммунистами был устроен музей религии и атеизма. Специально созданная патриаршая комиссия установила их несомненную подлинность, и в июле 1991 года мощи св. Серафима Саровского были перенесены в Серафимо-Дивеевский монастырь.
Рекоменудем посмотреть:
Федоскинская лаковая живопись
Звенят колокольчики под дугой, гудит земля под копытами тройки, и кажется, мы слышим весёлый смех. Но, может быть, увидим праздничное гулянье, яркое половодье красок хоровода или семейное чаепитие у большого золотого самовара. Или силуэты ...
Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
Взгляд на историю мировой культуры позволяет увидеть одну закономерность: чем дальше в глубь веков обращаем мы взор, тем большими отрезками времени приходится нам оперировать. Сначала мы имеем дело с тысячелетиями, потом — с большими эпох ...
Организация торжеств
XVIII в. знал различные типы праздничного стола. Самыми модными были фигурные столы (в форме причудливого барочного узора или символа), несколько десятилетий составляемые придворным архитектором В.В. Растрелли. Долгое время было принято у ...
Навигация