Жанристы второй половины XIX века могли с полным основанием искать истоки своего творчества в работах П. .А. Федотова. Сам Павел Андреевич был одинок в своей борьбе за новое направление в русском искусстве. Те художники, которые его окружали, школы не составили. В 1850е годы федотовская традиция с трудом "пробивалась", временами практически сходя на нет. В 1860х годах, с наступлением нового времени и появлением новых художников, его традиция воскресла, оживилась, расцвела во всем своем великолепии. Живопись Павла Андреевича являлась закономерной для общего развития русской художественной культуры в целом в тот период. Федотов внезапно оказался у истоков целого большого периода истории русской живописи.
Одним из примеров развития темы федотовской "Вдовушки" является картина В. Смирнова "Продажа имущества" (1850е): молодая, скромно одетая женщина продает татарину-старьевщику свои наряды, оставшиеся от ее прежней, обеспеченной жизни.
Чрезвычайно близкими произведениям Павла Андреевича; почти повторяющими по сюжету, типажам и развитию ситуации сепию Федотова "Мышеловка", являются работы Николая Густавовича Шильдера "Насильный брак" и, особенно, "Искушение" (1857). И там и здесь отвратительная, развязная, наглая сводня обольщает подарками молодую, бедно одетую девушку – единственную опору больной матери. Как и у Федотова, действие происходит в подвале, а в открытую дверь в полутьме видна фигура соблазнителя.
Ранние произведения Л.Ф. Чернышева "Прощание отъезжающего офицера с семейством" (1850) и "Благословение жениха и невесты" (1851) восходят к Федотову, но очень сильно уступают ему в глубине, остроте трактовки сюжета. Свободная, непринужденная компоновка персонажей Чернышева является следствием федотовского влияния. В "Благословении жениха и невесты" есть целый ряд композиционных особенностей, характерных для Павла Андреевича. План – большая полутемная комната, освещенная со стороны зрителя, в центре – главные персонажи, освещенные более других (отец, жених и невеста), по сторонам - остальные действующие лица, развивающие сюжет. В глубине – открытая дверь в более светлую комнату, где видны приготовления к поздравлению обрученных – слуги несут шампанское и бокалы. В итоге буквально все в композиции этого произведения напоминает "Сватовство майора".
Следует добавить, что Чернышев, продолжая федотовское направление, не углубляет его, как и большинство жанристов 50х годов XIX века. "Это таланты неизмеримо меньшие по масштабу, они не поднимаются до федотовской глубины анализа действительности", до его художественного мастерства.
Тем не менее, уступая остроте сатиры, глубинному понимаю Павла Андреевича сущности жизни, русская реалистическая живопись 1850х годов сохраняет и накапливает опыт правдивого изображения действительности.
Многое из федотовского наследия было по праву оценено и воспринято "шестидесятниками". Василий Григорьевич Перов, подобно Павлу Андреевичу, большое внимание уделял отдельным деталям картины. В его ранних произведениях вещи помогают передать зрителю каждодневность и обыденность живописуемых сцен, погрузить нас в атмосферу того дома, той семьи, той жизни, которые являются объектами повествования.
Нелепая, самодовольная фигура сына дьячка, впервые примеряющего чиновничий мундир ( "Первый чин", 1860) заставляет вспомнить героя картины Павла Андреевича "Утро чиновника, получившего первый крест". Здесь так же умело обыграны детали, помогающие раскрыть биографию "героя". Этот персонаж как будто родственник федотовскому "кавалеру". Однако образ будущего чинуши у Перова более социально обобщен.
Василий Григорьевич считается продолжателем федотовской традиции. С произведениями Федотова его роднит сатирическая заостренность, обличительная направленность творчества, художественный прием развернутого повествования. Картины Перова большей социальной остротой (например, в таких работах как "Проповедь на селе" 1861ого года или "Приезд гувернантки в купеческий дом" 1866ого года. Отметим, что сюжет "Приезда гувернантки в купеческий дом" опять же возвращает нас к федотовскому "Сватовству майора"), в то время как художественное качество его работ не столь ярко, как у Павла Андреевича.
В дальнейшем Перов, как и Федотов, от подробного повествования перейдет к эмоциональному, образному раскрытию темы трагической судьбы "маленького человека".
Рекоменудем посмотреть:
Московская иконопись
С падением Новгорода в 1478 г. «центром» иконописного искусства становится Москва. Московские фрески и иконы XII–XIII вв. не сохранились, однако предполагают, что в то время Москва примыкала к старым владимирским иконописным традициям. К ...
Яд и лекарство
Конечно, нелепо представлять себе эволюцию человека только как путь совершенствования того начала, которое можно назвать этическим. Во многих ситуациях избирательно выживал и оставлял больше потомства тот, в ком довлел инстинкт самосохран ...
Трансформация баланса Восток-Запад
В настоящее время баланс между Востоком и Западом претерпевает существенные изменения. Дело в том, что Восток только совсем недавно – в последние 100-150 лет - начал выходить на мировую историческую сцену, и его роль (особенно в последние ...
Навигация