«Образование раннеклассовых государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные представления. Сообщество эллинских богов (пантеон) получило более определенную организационную структуру. Мировоззрение народа рисовало теперь отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахейцы видели в царских столицах. Поэтому на Олимпе, где обитали главные божества, верховным был Зевс, отец богов и людей, владычествовавший над всем миром. Отесненная Деметра отдала часть своих функций супруге повелителя богов Гере. Оказавшись незамужней, Деметра отдала свою привязанность Персефоне – умирающей и воскресающей богине растительности. Подчиненные Зевсу другие члены раннеэллинского пантеона имели специальные общественные функции. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс (бог грома и молнии), Гера (покровительница брака), Посейдон (бог морей), Афина (покровительница мудрости, ремесел и гражданской войны), Артемида (богиня охоты), Аполлон (бог солнечного света, покровитель искусств, наук), Гермес (покровитель торговли и путников), Дионис (покровитель растительности, виноградства и виноделия), Афродита (богиня плотской любви), Арес (бог войны), Гефест (бог кузнечного ремесла), Гея (богиня земли). Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии» (Поликарпов, 115).
Все названные - боги высшего ранга, но в Греции существовали полубоги низшего ранга, среди которых выделялись герои. Герои имели полу божественный статус, но были смертны. Например, Геракл – сын бога и смертной женщины. Он воплощал идею борьбы с природой, связав кабана и уничтожив змея.
Невозможно точно узнать когда, какой культ бога сложился точно. Но то. Что они их функции менялись соответственно эпохе, это можно сказать с уверенностью. «В связи с ростом международных отношений гомеровские боги все более теряют характер покровителей отдельных городов и людей и становятся покровителями различных общественных группировок, ремесел и искусств. Например, Посейдон становится, с одной стороны, покровителем коневодства и аристократии, с другой, покровителем мореходства. Афина – покровительницей демократии, науки и гончарного дела» (Лурье, 159).
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, пение священных гимнов и молитв. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его совершались главами семей и родов. Официальным отправителем культа считался жрец.
Жречество не составляло особой корпорации ли замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями храма, иногда они занимались гадание, прорицанием или врачеванием. Должность была почетной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Хотя жрецы получали доходы от продажи мяса жертвенных животных, сами были участниками в продаже и эксплуатации рабов.
В праздничные дни из храмов выходили торжественные процессии, несущие священные предметы. В ряде храмов находились оракулы. «В Древней Греции славился дельфийский оракул бога Аполлона. Он был расположен у подножия горы Парнас. Там в одной из пещер был построен храм, а в центре его находилась расщелина, их которой выходили одуряющие газы. Прорицательница – Пифия – садилась с завязанными глазами на треножник над самой расщелиной. ОТ действия газов у нее помрачалось сознание. Она изрекала бессвязанные фразы, которые жрецы выдавали за прорицания бога Аполлона и толковали их соответственно своим интересам» (Религия и атеизм …, 45).
Рекоменудем посмотреть:
Искусство и быт
Церковно-религиозное мировоззрение оказало решающее влияние на развитие средневекового искусства. Его задачи церковь видела в укреплении религиозного чувства верующих, поэтому художественное творчество регламентировалось: художнику диктов ...
Что такое техника
В словаре Ожегова понятие «техника» определяется как «…совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества». Там же определяется основное его значение: «…полна ...
Семиотический анализ фильма «Матрица»
«
Матрица» культовый фантастический фильм, снятый братьями Энди и Ларри Вачовски.
Фильм впервые вышел в США 31 марта 1999 года и положил начало трилогии фильмов, а также комиксам, компьютерным играм и мультфильмам по мотивам.
Фильм опис ...
Навигация