Термин «античность» происходит от латинского слова антиквус – древний. Им принято называть особый период развития Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не может быть только определенным, однако, они совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. – времени становления античного общества в Греции до V в. н.э. - гибель римской империи под ударом варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности – античное рабовладение. А также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличие в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.
Античность оставила огромный культурный опыт, интерес к ней не остывает ни на минуту. В ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью нас от нее веками. Особенный интерес представляет то, каким образом греки и римляне смогли создать столь сильные государства с высокоразвитой культурой.
Главным стержнем в античной культуре была религия и мифология. Поэтому представляется актуальным исследовать религию древних греков и древних римлян как основу всей античной культуры, к которой обращаются и сейчас.
Можно поставить следующую цель данной работы – охарактеризовать развитие религиозных представлений в Древней Греции и Риме. В соответствии с поставленной целью определим следующие задачи исследования:
1. проанализировать круг научной литературы по данной проблеме
2. описать историческую картину, на фоне которой зарождались и развивались религиозные представления
3. проследить влияние философии и мифологии в становлении религиозных представлений древних людей
4. рассмотреть основные культы древних греков и древних римлян
5. указать отправителей культов на различных этапах развития религии
6. отразить специфику религии и культуры вообще в древнегреческом и древнеримском государствах.
В ходе подготовки курсовой работы были использованы метод анализа научной литературы, метод систематизации и обобщения описания религиозных представлений в различные исторические эпохи. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается зарождение и развитие религиозных представлений в Древней Греции. Здесь же описаны становление греческого пантеона богов на основе мифологии; культы, доминировавшие на том или ином этапе развития религии, служители культов и т.д.
Вторая глава посвящена основным этапам развития религиозных представлений римлян. Проследили в данной главе влияние греческой и других религии на развитие римской религии, зарождение и становление своей собственной мифологии, пантеона богов и другое.
В заключение приведены выводы об особенностях религии Древней Греции и Древнего Рима. В ходе подготовки работы было использовано не менее 10 книг. Была использованы труды как отечественных, так и зарубежных авторов: А.Ф.Лосев, Е.М. Штаерман, С.Я. Лурье, Т. Моммзен, М. Нильссон, К. Куманецкий и другие. Основными источниками литературы стали монографии по истории Древней Греции и Древнего Рима.
Так, по истории религии древних греков была взята книга С.Я. Лурье «История Греции». В книге, состоящей из двух частей рассматривается период древней истории от начала греческой цивилизации во 2 тыс. до н.э. до установления македонской гегемонии на Балканах. Значительное внимание уделяется микенской цивилизации, а также периоду после ее крушения – времени темных веков и социальной революции в архаическую эпоху, результатом которой явилось рождение греческого полиса.
Интересна книга К. Куманецкого под названием «История культуры Древней Греции и Рима». Материал построен по хронологическому принципу, по рубрикам, соответствующим тем или иным областям культуры: философии, историографии, поэзии, архитектуре, религиозным верованиям и т.д. Где это возможно, - по принципу персоналий: историков, философов и поэтов.
В работе Поликарпова В.С. «История религии» религия представляется в нескольких аспектах, что позволяет выделить различия и общие ее черты, сущность и структуру. Автор начинает с религии в первобытном обществе и заканчивает современными религиозными учениями и верованиями. Он также дает исторический анализ религий, которые имеют общий элемент, общую ценность – это особое отношение к святому, к сакральности.
Основным источником по истории религии древних римлян стала монография Т. Моммзена «История Рима», подразделенная на 3 части. Она изложена на основе достоверных документах. Здесь дан блистательный анализ событий, свершившихся в важнейший период европейской истории (от периода основания Рима до основания военной монархии). Книга отличается глубиной, точностью и универсальностью.
- Развитие религиозных представлений в Древней Греции
- Религия крито-микенского периода
- Культура темных веков
- Религия архаики
- Религия классического периода
- Религия в эпоху эллинизма
- Развитие религиозных представлений в Древнем Риме
- Зарождение римской религии
- Развитие религии в раннереспубликанский период
- Религия времен пунических войн
- Развитие религии во время гражданских войн
- Религия империи 1-2 вв. н.э
Рекоменудем посмотреть:
Средства выразительности классицизма
Как и всякий другой архитектурный стиль, классицизм характеризуется определенной системой средств художественной выразительности, присущим ему языком архитектурных форм, специфическими композиционными приемами и мотивами архитектурного де ...
Рельеф
(от итальянского relievo - выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Рельеф, как и круглая скульпту ...
Содержание понятия икона
Икона – переделанное на русский лад греческое слово ”эйкон” :, что означает изображение, образ. Икона – живописное, реже рельефное изображение божества и святых, являющееся объектом религиозного почитания. Свое происхождение иконопись бер ...
Навигация