Зарождение римской религии

Страница 1

«В те времена, о которых можно судить уже с достаточными основаниями, на Апеннинском полуострове обитали племена япигское, этрусское и италийское, последнее делилось на две ветви: к одной принадлежали латины, к другой – умбры, марсы, вольски, самниты (Штаерман «История Рима», с. 11). Япиги – племя, родственное эллинам. Они, по-видимому, были древнейшим поселением на полуострове. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. А Штаерман так не считает. Этруски, по его мнению, были тоже индоевропейским народом, как эллины и италийцы, но стояли особняком среди других отраслей индоевропейского происхождения. Они были ближайшими соседями римлян с севера. Несмотря на то, что с римлянами этруски имели сношения по преимуществу торговые, и вообще мирные отношения, историк все равно отрицает какие-либо заимствования в римской религии из этрусской. Далее будем придерживаться несколько иной точки зрения.

«Происхождение и язык этрусков не выяснен. Уже в 8 в. до н.э. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Религия этрусков носила мифологический характер. Но в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира. Мрачные, злобные божества подчинились высшим силам. Сведений о религии этрусков сохранилось мало» (История мировой культуры, 281).

«Известно, что этруски почитали троицу высших небесных божеств: Тина – римского Юпитера, Уни – римскую Юнону, Мнерву – римскую Минерву. Им же соответствовала троица подземных божеств: Мант - римский Либер-Вакх, Мания - римская Прозерпина и третья, имени которой мы не знаем, но которую в Риме чтили как Цереру. Некоторых богов римляне позаимствуют у этрусков.

Этрурия, «мать и родительница суеверий», создала также весьма сложную систему гаданий, которая должна дала дать человеку возможность узнать волю богов и избежать несчастья. Правила гадания, позднее усвоенные и в Риме, назывались там «этрусская наука».

Добавим, что воображение этрусков создало множество демонов, как злых, вредящих человеку, так и добрых, помогающих ему, покровительствующих его семье и дому. Этих добрых демонов стали называть в Риме Ларами и Пенатами» ( Куманецкий, 180-181).

О древнейшей сфере римских богов мы узнаем из списка публичных и носящих особые названия праздничных дней общины. Они бесспорно представляют самый древний из всех дошедших до нас документов в римской древности. Главными были небесные божества, объединившиеся в триаду, которую составляли Юпитер (Юпатер, Иовис), Марс (Мамерес, Маморс, Мармра, Март) и Квирин (Вофион). А также о наследии отдаленного индоевропейского прошлого у италиков говорят предания о богине огня Весте, почитавшейся греками под именем Гестии. Но у этих богов не было своего Олимпа, местами их почитания были рощи.

«Хорошо известна концепция Дюмезиля, изложенная в книге «Боги индоевропейцев». Она исходит из деления индоевропейских богов на три класса: класс с функцией управления, связанный с магической царской властью, класс с военной функцией, соответственно связанный с физической силой и класс, задачей которого было производство и хранение материальных благ. Такому делению соответствовали и древнеримские божества: Юпитер (небесный бог государства), Марс (бог физической и военной мощи) и Квирин (бог плодородия). В индоевропейской мифологии боги первых двух групп ведут борьбу с богами третьей группы, которые принимались только после примирения, что означало собой становление нормального полноценного общества, объединившего все 3 класса людей. Так, у римлян Квирин вместе с другими божествами 3 функций – Флора, Диана, Луциной, ларами и другими – был принят в римский пантеон после войны и мира с сабинянами» ( Штаерман, 14).

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

«Царские» праздники
В Московском государстве XVI-XVII вв. стержнем публичной жизни дворца являлись выходы государя и его свиты на православные праздники. Знаток московского двора И.Е. Забелин отмечал, что такие выходы составляли «одну из самых видных сторон ...

Основные направления раннехристианского искусства древнего Рима
Композиция характерного римского городского ансамбля - форма несет на себе следы влияния композиций греческой агоры и народного жилища. Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненн ...

Методика создания художественного образа учащимися средних общеобразовательных школ
Художественно-творческая деятельность – это деятельность по созданию новых, оригинальных, субъективно-значимых образов (в рисунке, лепке, аппликации, компьютерной графике и т.д.), а также деятельность по восприятию и переживанию художеств ...