Художественно-творческая деятельность – это деятельность по созданию новых, оригинальных, субъективно-значимых образов (в рисунке, лепке, аппликации, компьютерной графике и т.д.), а также деятельность по восприятию и переживанию художественных явлений, которая с необходимостью содержит эстетические оценки действительности и искусства.
В основе оценки любого художественного явления лежит выразительность – такое же обобщающее качество, как и красота. Оно связано с умением художника заострить, подчеркнуть характерное в изображаемом с целью усиления его воздействия на зрителя. Для этого в распоряжении художника имеется ряд художественно-выразительных средств: композиция, цвет, линия, форма, объем, фактура и т.д.
Все эти средства используются для создания художественного образа.
Художественный образ как специфическая форма отражения объективной действительности в искусстве является результатом мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Проблему образа в искусстве исследовали Ю.Б. Борев, В.П. Бранский, В.В. Ванслов, Н.Н. Волков, Е.С. Громов, В.П. Зинченко, М.С. Каган, Л. Г. Медведев, С.Х. Раппопорт, Б.П. Юсов и др.
Художественный образ является формой отображения действительности и выражения мыслей и чувств художника, его ценностно-познавательных представлений, эстетических идей и идеалов.
Отличительной чертой художественного образа является новизна, возникающая из-за стремления запечатлеть индивидуальное понимание, видение, а соответственно и новое неповторимое сочетание, возникающее во взаимодействии человека с миром. Новизна является важнейшим критерием истинности художественного образа. Личность художника как бы запечатлевается в художественном образе. Чем ярче и значительнее эта личность, тем значительнее ее творение. Образ неповторим, принципиально оригинален. Замысел художественно плодотворен тогда, когда возникает в образной структуре, длительная его разработка всегда ставит художника перед необходимостью выбора из многих возможных решений оптимального варианта. Осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему на основе общих идей, разные художники создают разные произведения.
Многозначность такого сложного явления, как художественный образ, заложенного в основу художественного воспитания, предполагает формирование гибкого, творческого мышления у учащихся и, соответственно, отказ от однолинейного, нормативного взгляда на окружающий мир. Общение с искусством, если оно полноценно и эмоционально насыщенно, учит сопротивляться стандартизирующему влиянию культуры, с одной стороны, с другой – терпимости при встрече с проявлениями неординарности в различных сферах художественной деятельности.
Сутью творчества художника является создание образа в том или ином материале, передающего мысли, чувства, настроения художника. А это означает, что передача творческого опыта и заключается в передаче способов создания образа, материальных и духовных, сознательных и интуитивных.
В традиционной художественной подготовке активно используются объяснительно-иллюстративные методы и приемы обучения. При этом главное внимание в работе с объектом уделяется наблюдению, сравнению, многократному повторению. Но опыт преподавания специальных дисциплин показывает, что данные методы эффективны лишь на начальных этапах. Например, при ознакомлении с новой техникой художественной обработки стекла. Объяснительно-иллюстративный метод может быть применён при решение иллюстративных или модельных задач из курса художественных дисциплин (в том числе ДПИ).
Рекоменудем посмотреть:
Мастерство С.Щедрина
Щедрин обладал высокой степенью живописного мастерства. Чувство наслаждения природой у Щедрина неразрывно сливается с радостью художника, могущего передать это чувство своей живописью. По содержанию своих работ Щедрин был значительно выше ...
Церковь всех святых
Этот храм весьма примечателен как своим внешним видом, так и расположением. А еще и ролью в истории обители - Всехсвятская церковь была построена в 1896 году, став последней храмовой постройкой Высоцкого монастыря. С тех пор и до настояще ...
Механизм культурной идентификации
Впервые механизм культурной идентификации был раскрыт в психологической концепции Фрейда, возникшей на основе патопсихологического наблюдения, а затем распространены на «нормальную» духовную жизнь. Фрейд рассматривал идентификацию как поп ...
Навигация