Очень неровно складывалась судьба России в первые 55 лет XIX века. Эти годы начались с победы в Отечественной войне 1812 года, а закончились поражением в крымской войне. В начале века составлялись конституционные проекты. В течение всего этого периода жизнь России омрачняло крепостное право.
Вскоре после страшного разгрома декабристов исподволь начался новый этап освободительного движения. Это говорило о том, что свободолюбивый дух России не сломлен. Это вселяло надежду, что Россия постепенно справится со всеми трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы Россия добилась в области культуры. Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творение целой плеяды замечательных зодчих – старый Петербург.
А. И. Герцен был первым, кто в русском общественном движении воспринял идеи популярного 30 – 40 года XIX века западноевропейского утопического социализма. Опираясь на существование в России крестьянской общины, полагая, что она уже сама по себе есть зачаток социализма, он создал теорию русского общинного социализма, дав мощный толчок развитию социалистической мысли в России.
В одном из произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разум богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться – ответил через сто лет огромным явлением Пушкина». Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют «золотым веком» русской культуры.
На рубеже XVIII и XIX веков классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому литературному направлению перешел Г. Р. Державин. Основоположником русского сентиментализма стал писатель и историк Н. М. Карамзин. На смену сентиментализму Карамзина и романтизму В. А. Жуковского шло новое направление – реализм, представителями которого были А. С. Грибоедов (комедия «Горе от ума») и Крылов. Утверждение этого направления связано с именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. А. С. Пушкин – основоположник русского реализма («Вольность», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»).
Молодость А. С. Грибоедова совпала с началом 20-х годов XIX века России, со временем бурного общественного возбуждения и свободомыслия, когда начали складываться тайные политические организации декабристов. Грибоедов был близок к политическим идеалам первых русских революционеров, что и явилось одним из определяющих обстоятельств жизни и творчества. Содержание комедии, появившейся в 1824 году, отразило расстановку политических сил и конфликт этой эпохи.
В период творчества Грибоедова реализм как художественный метод находился в процессе становления, тем не менее «Горе от ума», наряду с «Евгением Онегиным», являются первыми реалистическими произведениями в русской литературе. Реализм комедии проявляется в изображении характеров всех персонажей, их неповторимой индивидуальности и в то же время жизненной узнаваемости, и в описании бытового фона, где так убедительны и обоснованы поступки участников драмы. Поэтому Гончаров говорил, что «читатель чувствует себя и теперь среди живых людей, а не ушедших в древность».
Рекоменудем посмотреть:
Символ и Символизм
Символ художественный (от греч.)– знак, опознавательная примета) – универсальная категория эстетики, лучше всего поддающаяся раскрытию через сопоставление со смежными категориями образа, с одной стороны, и знака – с другой. Беря слова рас ...
Русская культура первой половины XIX в
В первой половине XIX в. значительных успехов достигла российская наука. Мировое признание получили труды Н.И. Лобачевского (математика), Н.Н. Зинина (химия), В.В. Петрова и Б.С. Якоби (электротехника). Выдающимся вкладом в развитие не то ...
Анализ национально-романтических тенденций в русском
модерне
Глубокую симпатию к идеям новой, мистической «соборности» и «мифотворчества» испытала поэзия модернистов, в такой своей разновидности как символизм. Стремясь заговорить на языке небывалых образов, символисты не только не отвергали традици ...
Навигация