Культура Византии и Древней Руси

Страница 3

В 1054 году окончательно оформляется раскол в христианстве – «великая схизма», разделение церквей на западную, римско-католическую и восточную, православную. В процессе размежевания сложились различия в догматике, вероучении, культе и обрядности между православием и католицизмом. Ряд этих различий сохраняется до наших дней.

Четвёртый период в истории византийской культуры с 13 по 15 века – период позднесредневековый, обусловленный экономическим и политическим упадком. В это время предпринимается попытка преодолеть средневековое мировоззрение и политические принципы, не получившие развития, но оказавшие значительное влияние на культуру славянских народов.

Таким образом, культура Византии явилась своеобразным духовным образованием, отличным от западноевропейской средневековой культуры. К этим отличиям можно отнести: 1) устойчивое сохранение античных традиций в науке, просвещении, литературе, изобразительном искусстве; 2) индивидуализм (вера в возможность индивидуального спасения, неразвитость корпоративности); 3) культ императора как земного божества (сакральной фигуры), требующего особых церемоний поклонения; 4) традиционализм и унификация научного и художественного творчества, чему способствовала бюрократизация всей жизнедеятельности византийского государства. Однако это культура создала свою собственную систему ценностей и вошла в историю человечества.

Формирование славянских культур, в том числе русской и белоруской, во многом связано с византийскими традициями. Первоначально культура Руси складывается в процессе становления государственности, испытывая как внутриплеменные культурные воздействия, так и впитывая культурные заимствования. Воздействие византизма явилось результатом культурной деформации, когда чужие влияния применялись к собственным традициям, этническим особенностям, сложившемуся укладу жизнедеятельности (особенно в сельской местности).

До Крещения Руси культура развивалась под влиянием языческих религиозно-мифологических представлений, которые позднее синтезировались с православно-церковными элементами. Аскетизм византийского христианства дополнился языческими культами природы, жизнерадостностью и жизнелюбием, открытостью народной культуры. (“Слово о полку Игореве” все пронизано языческими мотивами).

Традиционно Крещение Руси связывают с событиями 988 г. н.э., летом которого при князе Владимире византийские священники крестили население Киева. На самом деле этот процесс осуществлялся в несколько этапов, а двоеверие сохранялось в течение столетий. Крещение Руси было вызвано необходимостью расширения государственных и территориальных связей, потребностью в духовном единстве, объединении раздробленных княжеств. Культурно-историческое значение крещения Руси:

1. Объединение славянских племён, формирование самой молодой культуры в Европейском регионе.

2. Включение этой культуры в европейский христианский круг.

3. Появление каменного и храмового зодчества, строительство монастырских комплексов. Храмы и соборы одновременно становятся центрами образования и городской культуры.

4. Завершение процесса формирования письменности. Христианизация Руси способствовала распространению “кириллицы” (до 13 века существовала и “глаголица”); грамотности, появлению переводов греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания, в XI в. распространяются переводные византийские сочинения.

5. Формирование системы образования происходит первоначально при церквях и монастырях.

6. Появление летописей как памятников культуры и литературы (“Слово о законе и Благодати” Иллариона, ”Повесть временных лет” Нестора и т.д.)

7. Развитие художественной культуры и христианизация изобразительного искусства.

Каноническое византийское искусство в синтезе с народными традициями лежит в основе русской иконописи, в которой условность и суровость, аскетизм “греческой” манеры сочетается с живописностью и натуралистичностью. Возникают фресковая живопись и мозаика (Софийский Собор в Киеве, Полоцке).

Страницы: 1 2 3 4

Рекоменудем посмотреть:

Россия Левитана
Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Сокольники», 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипич ...

Портрет эпохи Адриана
Для мировоззрения императора Адриана, а также для многих из его окружения были характерно сосредоточение на внутреннем, стремление уйти от реальности, глубокий интерес к образованности, а также обращение к греческой культуре. Адриан был э ...

Классификация объектов культурного наследия Российской Федерации
На территории нашей страны сконцентрировано множество ценных памятников истории и культуры. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры. По состоянию на начало 2007 года в Государственном ...