Основные события духовной культуры того времени связано с религиозно-политической борьбой, сопровождавшейся ростом мистицизма. Особой популярностью пользовалась теория “синергизма” (создатель – Матвей Исповедник), в основе которой лежала идея, что “человек содержит в себе часть божественной энергии, с помощью которой поддерживает контакт с божеством через веру и волю”.
В 762 году император Лев III обнародовал эдикт, объявляющий почитание икон и мощей идолопоклонством. Начинается эпоха иконоборчества, продлившаяся до 843 г. Традиции иконописи в Византии восходили к широко распространённому в ранневизантийскую эпоху портрету, но иконы, считалось, обладают еще и чудодейственной мощью. Кризис религиозного изобразительного искусства породил иконоборчество, законодательно закреплённое церковью Вселенским собором 754 г., который осудил иконопочитание как козни сатаны, запретил писание икон Христа, Богоматери и святых, “оскорблять их презренным эллинским искусством”.
В разгар иконоборчества возникает павликианство – движение протеста в православном христианстве, согласно вероучению которого мир разделён на 2 враждебных царства – духовное, исходящее от Бога, и материальное – царство зла, исходящее от сатаны. Отвергало культ богородицы, иконы, святых, возрождало идеи и практику раннехристианских общин, активно проповедовало аскетизм.
Во главе иконопочитателей стало монашество, в лице своих лучших представителей Иоанна Дамаскина, Ф. Студита, отстаивавших независимость церкви от государства, возврат к духу и смыслу христианского миропонимания. В 787 г. в Нике VII Вселенский Собор осудил иконоборчество, признал возможным использование и почитание икон в богослужении. (Иконоборчество возродится ещё и в 802-815 годах, но затем было окончательно осуждено).
В середине 9–го века Византия становится одним из крупнейших и могущественных государств Европы. Вплоть до конца 12 века длится своеобразный “ренессанс” византизма, в основе которого лежало возрождение античных традиций. В XI веке были открыты высшие юридические и философские школы, где готовили государственных и духовных сановников. В них преподавали виднейшие мыслители византийского средневековья: Константин Лихуд, Михаил Пселл и др. С 12 века высшая школа попадает под покровительство церкви и на неё возлагается задача борьбы с ересями. С 1204 года система просвещения перемещена в монастыри.
Развитие сельского хозяйства и ремесел, создание военного флота привели к оживлению городов. К 12 в. Константинополь – центр бюрократии сложилась иерархия чинов и должностей.
В конце IX века на основе традиции пустынножительства возникает знаменитый Афонский комплекс монастырей, ставший международным центром православного монашества. Расширяется миссионерская деятельность византийской церкви, её крупнейшим центром стала Фессалоника, из которой происходили основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. В 863 году состоялось их знаменитая моравская миссия, после которой появились христианские службы на славянских языках.
В период “македонского возрождения” происходит подъём раннесредневековой культуры – это новое обращение к античному наследию со строго христианских позиций. Церковь и религия регламентируют нормы семейного права, ужесточают православные требования, растёт роль церковного суда. В светском искусстве господствует принцип “в здоровом теле здоровый дух”, в византийском религиозном искусстве восторжествовала собственная идея соотношения духовного и телесного, идея гармонии (красота телесная есть отражение, проявление красоты духовной, подтверждение совершенства духовного начала). Возрождается иконопись, храмовое искусство в целом, в убранстве храмов воплощена теология примирения. В архитектуре широкое распространение получает первоначально базилика, затем византийский крестово-купольный тип. Вырабатывается единый монастырский комплекс, включавший иконографическую программу внутреннего оформления храма, в основе которой лежало единство монументальности и живописного оформления, освещения, литургии и её вокально-хорового сопровождения. Помимо архитектурных памятников мастера Византии оставили непревзойдённые по красоте мозаики, иконы и книжную миниатюру.
Рекоменудем посмотреть:
Ф.-Б. Растрелли. Его вклад в архитектуру города
Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам ис ...
Начало творческого пути
Щепкин словно выпил глоток волшебного напитка, он уже никогда не мог забыть сцены. Четырнадцати лет он сыграл на домашней сцене графа Волькенштейна роль актера в комедии “Опыт искусства”, роль Степана-сбитеньщика в опере “Сбитеньщик" ...
Андреас Файнингер
Андреас Файнингер родился в Париже в 1906 году в семье, связанной с искусством. Его прародители по отцу — музыканты, мать — художница, а отец, Лайонел Файнингер, был не только великолепный художник, но и весьма оригинальный композитор. Ла ...
Навигация