Высоко ценилась медицина как область практических знаний. Медицинские сочинения переводили особенно охотно. Первым крупным учёным, который занимался самостоятельной исследовательской работой и клинической практикой был Мухаммед ибн Закарийа (X в.). Его медицинская энциклопедия «Всеобъемлющий» объединила в себе содержание многих десятков трактатов античных, византийских, сирийских, персидских авторов, а также его собственную практику. Основные типы медицинских трудов учёных Арабского Востока представляют собой: энциклопедии; трактаты об отдельных болезнях, их симптомах и лечении, об общих свойствах человеческого организма; алфавитные перечни лекарств и снадобий; практические руководства для врачей; руководства по народной медицине.
Медицинские знания мусульманского средневековья стали известны Европе благодаря переводам энциклопедических сочинений. Из арабского медицинского языка в европейские перешли в такие слова, как «алкоголь», «сода», «сироп». Европейцы заимствовали также целый ряд астрономических терминов («зенит», «азимут», «альманах» и др.), 210 арабских наименований звёзд (Альтаир, Вега, Альдебаран, например) и множество других слов («адмирал», «баржа», «кабель», «арсенал» и мн. др.).
Культ знания, царивший в арабо-мусульманской культуре, способствовал развитию библиотечного дела. В VIII – IX веках основываются библиотеки, получившие название «сокровищницы мудрости». Прообразом всех библиотек стала библиотека «Дома мудрости» в Багдаде, являющемся столицей Арабского Халифата. Но «сокровищницы мудрости» имелись не только при дворе халифов, они открывались частными лицами – книголюбами: известными поэтами, придворными. Значительные личные книжные собрания были у многих философов, астрономов, врачей, законоведов-теологов. Книжные собрания образуются и при мечетях, но вначале они состояли только из списков Корана.
Начиная с Х века, расширяется сфера распространение арабской книги. В столицах почти всех государств, возникших на территории Халифата, имелись более или менее крупные библиотеки. Каждый правитель, стремясь подражать халифам, заводил собственную библиотеку или преумножал библиотеку своего предшественника. Одной из самых крупных была Кордовская библиотека (Испания); при аль-Хакаме II она включала около 400 тысяч томов. Библиотеки открывались и при мечетях, медресе, больницах, мавзолеях. С Х – XI вв. и далее вся территория, на которой были распространены арабский язык и ислам, была покрыта сетью больших и малых библиотек.
С книгой был тесно связан характер образования в арабо-мусульманском мире: помимо овладения грамотой оно состояло в совместном с учителем чтении, разборе, толковании, заучивании наизусть книги. Обучение могло происходить где угодно, внутри любого помещения, во дворе, на площади, на рынке. Но наиболее распространённым местом обучения была мечеть, в свободные от молитвы часы здание мечети могло использоваться для всяких сходов, собраний. Поэтому мечеть стала почти повсеместно начальной школой. Крупные мечети при наличии достаточного количества преподавателей и книг становились местом, где получали основательное образование. В стенах мечети велось преподавание мусульманского богословия и права.
Рекоменудем посмотреть:
Религия крито-микенского периода
Греческая культура складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытывала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Открытию критской и микенской цивилизаций мы обязаны выдающимся археологам 20 и 19 вв. – Артуру Эвансу и ...
Средневековая городская культура
К. Маркс не случайно назвал западноевропейские вольные города «наиболее ярким цветком Средневековья» (Маркс К. Капитал, т. 1. М., 1952, с. 720). Действительно, культура средневекового города была многообразной и динамичной, в ней сталкива ...
Архитектура, скульптура, живопись
Архаическая эпоха—время становления греческой архитектуры, время зарождения античного реализма. Однако, художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализма классики. Культуре архаики свойственна и могучая цельность, в ...
Навигация