В комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума" Щепкин создал образ Фамусова - типического представителя чиновной бюрократии, исполненного чванливости и барской спеси перед людьми, стоящими ниже его на общественной лестнице, угодливого и раболепного перед представителями придворной знати.
В комедии Гоголя “Ревизор” Щепкин исполнял роль Городничего Он создал обобщенный сатирический образ всей николаевской России с ее крепостным правом, корыстолюбивым чиновничеством и вырождающимся классом помещиков.
Н.П. Огарев писал по поводу этого спектакля, то вся правительственная пошлость и своекорыстие вышли в нем наружу уважение к правительству в общественном сознании было подточено. Император Николай I не понял этого и, сидя в театре, смеялся. Белинский видел значение этой комедии в том, что она стала “художественным представлением нашей общественной жизни". Критик особенно отметил игру Щепкина, принципы которой наиболее полно соответствуют драматургии Гоголя.
Щепкин создал яркие сатирические образы дворян в комедиях Гоголя “Женитьба”, “Игроки”.
В комедии-водевиле Загоскина “Благородный театр" Щепкин сыграл роль владельца крепостного театра, вздорного, тщеславного самодура помещика Любского. Несмотря на бестолковость Любского, все препятствия и неудачи, его фанатическая страсть приводит к появлению серьезного дела, потому что театр - это чрезвычайно важное и необходимое обществу учреждение.
В то время реалистические образы простых людей только начали появляться на подмостках сцены Щепкин создал на сцене обаятельные образы представителей простого народа. Таковы, например, сыгранные им роли в пьесах И.И. Котляревского “Москаль чаровник", Г Ф Квитки-Основьяненко “Шельменко-денщик", Скриба и Мельвиля “Секретарь и повар", старый матрос Мартын Симон в водевиле Т Саважа и Г Делурье “Матрос”. Образы простых людей в истолковании Щепкина становились все серьезнее, их страдания вызывали у зрителей не только сочувствие, но и восхищение их замечательной душевной силой, которая приводит к нравственной победе. Особенно ярко это проявилось в образе матроса Симона Белинский писал по поводу этой роли, сыгранной Щепкиным, в статье “Александрийский театр”:
“Кто видал Щепкина в маленькой роли матроса в пьесе того же имени тот легко может составить себе идею о настоящем амплуа Щепкина. Это роли по преимуществу мещанские, роли простых людей, но которые требуют не одного комического, но и глубокого патетического элемента в таланте артиста ."
Белинский писал, что Щепкин умеет “в одно и то же время возбуждать и смех и слезы, умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать ."
К числу недостатков М.С. Щепкина великий критик отнес излишество чувства и страсти. Мы знаем, что эта особенность была присуща многим питомцам крепостной сцены. Страсть преобладала у Щепкина не только в патетических, но и комических ролях.
13 сентября 1826 г на сцене Большого театра была поставлена комедия Шаховского “Полубарские затеи". Роль владельца крепостного театра, помещика Транжирина, исполнял Щепкин. В рецензии на этот спектакль С Т Аксаков писал, что Щепкин может играть в любой обстановке и быть понятным простому человеку Щепкину приходилось исполнять и роль античного раба - гениального баснописца Эзопа.5 декабря 1826 г была поставлена комедия водевиль Шаховского “Притчи, или Эзоп у Ксанфа” С Т Аксаков высоко оценил умение артиста глубоко передать ненависть порабощенного человека к своему господину. Раб не может высказать свои чувства открыто, он вынужден использовать для этого иносказательную форму. “Зритель видел и слышал в нем, - писал С Т Аксаков, - несмотря на покорную наружность хитрого, тонкого раба, кипящего внутренним негодованием". Исполнение этой роли Щепкиным давало много и для понимания психологии русского крепостного интеллигента. Комедия-водевиль Шаховского - произведение, весьма посредственное по своим художественным достоинствам, благодаря Щепкину, его глубокому знанию жизни и таланту, пользовалось большим успехом у зрителя.
Щепкин был несравненным мастером импровизатором коротких рассказов. Многие из них носили ярко выраженный обличительный характер. Рассказы Щепкина сослужили важную роль для русской литературы. Как уже отмечалось, Герцен со слов Щепкина написал рассказ “Сорока воровка”. Этот рассказ Щепкина о трагической судьбе крепостной актрисы слышал и А Н Плещеев. В письме к Ф М Достоевскому от 14 марта 1849 г. он писал о том, как Щепкин рассказывал ему “анекдот” о “Сороке-воровке": “У него слезы блистали на глазах, когда он говорил о свидании своем с этой актрисой, которой он мне и имя назвал, также, как и имена прочих лиц этой повести".
Рекоменудем посмотреть:
Ф.-Б. Растрелли. Его вклад в архитектуру города
Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам ис ...
Акмеизм
В искусстве "серебряного века" чрезвычайно сильны были тенденции неоклассицизма, устремлённости в прошлое. Идеалы символизма уже в начале века были поколеблены. Замыслы мистерий уступают место стремлению вернуться "на грешн ...
Процесс создания скульптурного произведения
Сначала скульптор лепит маленький эскиз из пластилина или из глины, передающий первоначальный замысел. Затем воспроизводит эскиз в глине в большем размере и дорабатывает его. Скульптура больших размеров из глины делается на каркасе (из же ...
Навигация