Развитие представлений о культуре

Информация » Развитие представлений о культуре

Страница 5

1. Идеоциональная;

2. Чувственная;

3. Идеалистическая. При переходе от одного типа культуры к другой общество переживает кризис. В подобном кризисном состоянии пребывает современная западная цивилизация. В ней происходит переход от чувственного к идеоциональному типу культуры.

М. Хайдеггер и К. Ясперс - важнейшие представители экзистенциализма. Один из глав принципов экзистенциалистов - человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Свобода человека - безгранична, потому что неисчерпаем его дух мир и человек не завершён как личность: он всегда пребывает в поиске.

В культурологии Ясперс разработал теории линейного развития культуры. Ясперс предложил в противоположность теории культурных циклов идею, которая заключалась в том, что человечество имеет единые истоки и общую цель. В развитии всемирной истории Ясперс выделил 4 периода:

1. Доисторическая эпоха;

2. Эпоха древних культур;

3. Осевая эпоха;

4. Новая научно-техническая эпоха. Важнейший критерий оценки здесь - методы коммуникаций.

Представители франкфуртской школы считали, что навязывая функциональность, "система" (современные технологическое общества) использует мощный аппарат культурной индустрии. Речь идет о масс-медиа (кино, телевидение, радио, диски, реклама и т.д.).

Предлагая свои ценности и модели поведения, масс-медиа создает потребности и создает язык. В целях доступности эти ценности и модели единообразны, аморфны, примитивны.

Они блокируют инициативу и творчество, ибо приучают к пассивному восприятию информации. Культурная индустрия коварно подменила личностное общенеопределенным. Каждый из нас заменим, но "индивид, абсолютно заместимый другим, есть чистое ничто".

Представители технологического детерменизма (Ростоу, Белл, Тофлер) выделяли технику и технологию как основу развития и критерий состояния культуры.

Для развития культурологических концепций огромное значение имели труды З. Фрейда и К. Юнга.

Основные понятия учения Фрейда - понятия бессознательного. Фрейд пришел к выводу о том, что бессознательное - главное в психике человека, определяет все его поступки и действия.

Бессознательное - совокупность психических состояний, операций, не представленных в сознании субъекта. Неприемлемые с точки зрения общества и культуры желания обратно вытесняются в сферу бессознательного.

Некоторые нереализованные, неудовлетворенные желания сублимируются (воплощаются) в позитивные формы деятельности (искусство, наука, спорт).

Сублимация - использование энергии бессознательного в целях культурного творчества. Культура основана на подавлении, ограничении первичных влияний и желаний и существует за счет сублимации энергии бессознательного.

В XX веке у Фрейда появилось много последователей и сформировалось новое учение в философии - неофрейдизм. Среди классиков неофреидизма самым знаменитым был К.Г. Юнг, швейцарский психолог, психиатр.

Его самая известная работа "Архетип и символ". Архетипы - наиболее общая схема мышления и поведения. Они находят выражение в символических образах, которые обнаруживаются в мифах, религиях, фольклоре, художественном творчестве, сновидениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Социокультурная типология личностей
Личность сопричастна всему общественному богатству, но реально не способна целиком его освоить и преобразовать. Это противоречие между потенциальным и реальным мирами в человеческой жизни обусловливает направленность интересов людей в раз ...

Авангард в России
К середине 1910-х роль авангарда в искусстве переходит к России. С этого времени все самое смелое, новаторское создается в России или выходцами из России. Еще за несколько лет до этого ничто в русском искусстве не предвещало столь резкого ...

Характеристика эпохального стиля Барокко
«Каждый человек – стиль» - эти слова известного французского учёного Бюффона, как нельзя лучше характеризуют основные эстетические воззрения человека эпохи барокко. Этот стиль невозможно перепутать ни с каким-либо любым другим стилем. Бар ...