Появление дисциплины культурологии (науки о культуре), систематически изучавшей культуры как особые формы организации жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в.
Взаимодействие научных дисциплин при исследовании культуры свидетельствует о целостности и единстве изучаемого ими предмета, о наличии общего для них всех проблемного поля.
Прежде всего, с культурологией взаимодействует философия культуры - философская дисциплина, ориентированная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена.
Антрополог (этнолог), гуманитарий (филолог и историк) и социолог также претендуют сегодня в первую очередь на звание культуролога. Каждый из них имеет дело с особым типом культуры, для чего использует специфические для данного типа методы исследования. Разумеется, тем самым не исключается право других наук на изучение культуры.
Проблема, однако, не только в наличии разных типов культуры, но и в существующих между ними стыках и переходах. Как этническая культура соотносится с национальной, а обе они - с массовой? Какова судьба каждой из них в мире современных информационных технологий? Именно эти вопросы вызывают сегодня наибольшую озабоченность и споры. В процессе их решения завязываются междисциплинарные контакты и связи, что приводит к расширению теоретической и методологической базы современной культурологии.
Так, перенесение Леви-Строссом методов структурной лингвистики в область этнологии привело к появлению структурной антропологии. Можно привести и другие примеры использования науками о культуре методов, заимствованных ими из других, в том числе и естественных, наук. Взаимодействие научных дисциплин при исследовании культуры свидетельствует о целостности и единстве изучаемого ими предмета, о наличии общего для них всех проблемного поля.
О том, что без культуры люди по большому счету не отличались бы от животных, догадывались уже мыслители древности. Именно у древних римлян появилось слово "cultura", которое, среди прочего, означало "возделывание", "обработку", "уход".
Однако отпpaвной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу "Тускуланские беседы", принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону (106-43 до н. э).
То, что отправной точкой в данном случае считают римлян, а не греков, не означает того, что между ними были серьёзные разногласия. В понимании культуры как своеобразия жизни людей римляне - продолжатели традиций, заложенных в Древней Греции.
Но именно в Древнем Риме определенное понимание и терминология сошлись воедино. И потому считается, что как раз у римлян, и в частности у Цицерона, намечается путь к тому классическому пониманию культуры, которое окончательно сложилось в классической философии XVIII-XIX вв. Силой, возделывающей ум и душу человека, у Цицерона оказывается античная образованность, и, прежде всего греческая философия.
Именно благодаря ей, а также ораторскому искусству, человек, согласно Цицерону, становится достойным гражданином, способным соотносить общий и частный интересы. Культура, по Цицерону, - это совершенствование души главным образом при помощи философии и красноречия.
Рекоменудем посмотреть:
Расцвет барокко при Людовике XIV
Взойдя на французский престол в 1643 г. четырехлетним ребенком, Людовик XIV после кончины своего первого министра кардинала Мазарини в 1661 г. взял власть в свои руки и до 1715 г. безраздельно правил самым крупным государством Европы. При ...
Пропорции и «Золотое сечение»
На сухом языке математики Золотое сечение — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей.
Отношение большей части отрезка ...
Типы сафари
Краткосрочное внедорожное сафари за рулем – распространенный вид одно- или двухдневной экскурсии, отличная возможность посмотреть природу и ландшафты. Такую экскурсию можно организовать практически в любой стране мира. На песчаных сафари ...
Навигация