Художественное значение монастыря чрезвычайно велико: здесь сконцентрированы основные черты вологодских построек за три столетия, а монастырские архитектурные памятники последовательно отражают все этапы строительства на русском севере – с XVI по XVIII век включительно.
До XVI столетия все строения монастыря были деревянными. Со временем Спасо-Прилуцкая обитель стала большим, влиятельным и богатым монастырем северной Руси. Ранее многих обителей здесь было начато каменное строительство.
Спасский собор и его колокольня расположены в центре монастыря. Это первый каменный храм в Вологде. Собор построен в 1537 — 1542 годах взамен сгоревшего деревянного.
Москва, заинтересованная в скорейшем окончании строительства собора, в 1541 году специальным указом от имени Ивана Грозного освобождает на пять лет монастырские вотчинные села и деревни от всяких податей, обеспечив тем самым необходимые средстве на его достройку [1, стр.110].
Спасский собор возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах — карниз, украшенный орнаментальной прорезью. Первый этаж со сводчатым перекрытием, крестовидные своды верхнего храма поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары. Западная паперть пристроена к собору до 17 века. Северная и южная паперти пристроены позднее, между 1654 — 1672 годами.
Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столпов и двух полустолпов. Столпы поддерживают но две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арки заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столпов вырезан. На гладкой стороне фронтонов выписана фреска.
Собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым обликом. Монументальный кубический объем его, поставленный на высокий подклет, выглядит еще более внушительным. С трех сторон собор окружен галереей, а с восточной стороны к нему примыкают три массивных апсиды. Венчают здание пять широко расставленных мощных глав, придающих большую устойчивость его облику. Каждая стена храма разделена широкими плоскими лопатками на три прясла. Над стенами возвышаются два яруса крупных полуциркульных закомар с небольшим килем посередине.
В архитектуре собора Спасо-Прилуцкого монастыря ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчеркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству. Декоративное решение фасадов чрезвычайно лаконично. Небольшим разнообразием отличается убранство барабанов, состоящее из поясков бегунца, нишек, арочек и поребрика. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы.
В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице – Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.
В 1813-1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаиле Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид.
Колокольня была построена одновременно с собором в 1537 – 1542 годах. Примыкала, она к северо-западному углу. Эту колокольню вскоре разобрали. Новая, ныне существующая, была построена между 1639 и 1654 годами. В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол, весом 357 пудов 30 фунтов и Вестовой колокол, весом 55 пудов, с изображением князей Димитрия и Иоанна Углицких, отлиты в 1736-1738 годах белозерским посадским человеком Иоанном Калиновичем Коркуцким. В верхнем восьмирике, над звоном, были установлены большие колесные боевые часы.
Помещения мощного нижнего четверика были отданы под кельи и церковь. Над звоном были сооружены два последовательно уменьшающихся восьмерика с главкой в завершении. Килевидные арки и узорные карнизы колокольни находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей.
Рекоменудем посмотреть:
Формирование стиля
Сложно сказать, что такое низкие технологии, но высокие — это значит экономичные, эргономичные и функциональные технологические новинки в разных областях. Итак, стиль Хай-тек, зародился в Великобритании еще в 60-х годах прошлого столетия. ...
«Пейзаж настроения»
Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-1883), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-1890), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел ...
Портрет эпохи
солдатских императоров
Портреты эпохи солдатских императоров развивают строгую линию, намеченную при Александре Севере. На первый план вышла характеристика личности (в отличие от прежнего интереса к живописным проблемам, моделировке поверхности мрамора).
Приме ...
Навигация