Время создания: 1207 г.
Скорее всего, Пятницкий храм на Торгу возводили не новгородские мастера, а смоленские, т.к. она не имеет прямых аналогий среди новгородских церквей, но схожа со Свирской церковью Смоленска. Углы самого храма и нартексов оформлены широкими многоуступчатыми лопатками, необычными для Новгорода. То же самое касается и боковых прямоугольных апсид. Церковь представляет собой крестообразную постройку с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совершенно не типично для новгородского строительства. У храма три апсиды, из которых центральная выступает намного дальше на восток, чем другие. К основному объему церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Из них сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты, и они пристроены реставраторами заново. Современный облик здание приобрело в результате реставрации, в процессе которой были выявлены многие, но не все его древние формы. Сейчас в храме размещается своеобразный музей истории новгородского зодчества.
Итак, мы видим, что сохранилось достаточно много памятников Древнерусского зодчества XI - начала XIII вв. – около 30. (Следует также учитывать тот факт, что многие строения в работу не вошли, ввиду значительного изменения их внешнего вида в ходе пожаров, войн, природных бедствий или неудачных реставраций) Особенно много их осталось в Новгородской и Киевской землях.
Храмы закладывались в основном местными князьями в честь своих небесных покровителей, но зачастую собор могли возвести в честь какой-либо крупной победы. Иногда заказчиком храма становилась местная торговая элита.
Архитектурные черты многих памятников поражают своим великолепием, а мастерство их выполнения заслуживает восхищения. В ходе работы мной было выяснено, что для строительства зачастую приглашались иноземные мастера, в частности византийские и греческие. Но многие храмы были построены стараниями русских зодчих. Постепенно в каждом княжестве складывается своя архитектурная школа с собственным подходом к технике строительства и декору зданий.
К XII в. русские мастера овладели техникой цементной кладки, использовали кирпич. Большое внимание уделялось росписи храмов фресками и декорированию мозаикой.
Историческая судьба многих памятников архитектуры того времени плачевны – они безвозвратно утеряны для нас. Некоторым повезло больше – они хоть и значительно перестроены, но всё же могут дать нам некоторое представление о зодчестве той эпохи. Многие же сооружения сохранились до наших дней почти в первозданном виде, и именно они дают нам самую полную картину об архитектуре Древней Руси XI - начала XIII вв.
Рекоменудем посмотреть:
Политическая культура
Политическую культуру иногда рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленческой культуры. Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Характерная черта тота ...
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своем ...
Общие темы творчества
"
Природа . Вот вечно и призывно звучащий зов красоты, свежести, чистоты, который связывает человека с миром жизни Земли, не ведущей счета годам, ибо нет машин, могущих подсчитать с точностью количество зорь и закатов, поцелуев и взд ...
Навигация