Проблема, связанная с определением понятия «культура» и попытки ее определения

Информация » Соотношение культуры и цивилизации » Проблема, связанная с определением понятия «культура» и попытки ее определения

Страница 1

Исходной проблемой культурологии является проблема; что же такое, собственно, культура? Сегодня исследователи насчитывают более 500 определений и понятия «культуры».

Самое короткое и самое емкое определение предложил американский ученый М. Херсковиц: «Культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)». Условно выделяют материальную культуру (материальные орудия, продукты человеческого труда, технику, жилища и т. п.) и духовную культуру (искусство, науку, религию, идеологию, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания).

Первоначально слово «культура» восходит к латинскому «сulturа», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии, в V в. до н. э., знаменитым Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.

Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он впервые применил слово «сulturа» в ином, т. е. переносном смысле — применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же «сulturа» стала противостоять другому латинскому понятию — «naturа», т. е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Видимо, это дало основание великому немецкому философу Гегелю дать следующее определение культуры: «Культура — это созданная человеком «вторая природа»». С одной стороны, культура может пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт. Поэтому можно встретить такое, например, определение: «Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии - материальных предметов, текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению» (Б.В. Бирюков, Р.Х. Зарипова, С.Н. Плотников). С другой стороны, расширенное толкование понятия «культура», может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием — «общество». Будучи очень близкими, они тем не менее не тождественны. Культура, например, в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.

Но это далеко еще не все трудности при определении понятия «культура», постоянно меняющегося и развивающегося. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, то позднее — перестало ею быть. К примеру, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Потом же, когда человек поставил на поток их производство, — это перестало быть фактом культуры. И сегодня многое из того, что творит человек, культурой не является. Так, когда человек изобрел письмо и с его помощью стал передавать информацию, — это явилось великим культурным событием. Современный человек, пишущий на заборе или стене учебной аудитории матерные слова, создает все, что угодно, но только не культуру. Учитывая вышеперечисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие аспекты: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологический; 4) гуманистический; 5) нормативный; 6) социологический.[4, 6c]

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Акмеизм
В искусстве "серебряного века" чрезвычайно сильны были тенденции неоклассицизма, устремлённости в прошлое. Идеалы символизма уже в начале века были поколеблены. Замыслы мистерий уступают место стремлению вернуться "на грешн ...

Стиль фьюжн как новое веяние современной эклектики
Стиль фьюжн прочно вошёл в нашу жизнь — московские клубы предлагают нам вечеринки с фьюжн-музыкой, московские рестораны всё чаще включают в меню кухню в стиле «фьюжн». Не обошло новое веяние вниманием и область дизайна. Что же такое «фью ...

Экипировка для сафари
Колониальный сафари-стиль с обилием светлых тонов, легких тканей и практичных деталей актуальности не потерял: в расцветке преподчительны песочный, оливковый, серый. Броские тона, в том числе белый, могут раздражать животных. То же самое ...