Французская революция и последующие за ней события вызывают стремление людей к национальной независимости.
В 1804 г. Наполеон объявляет себя императором, а Францию - империей. Считая себя тонким ценителем искусства, Наполеон ставит искусство в зависимость от нового порядка и использует его как средство прославления своих военных успехов. Идеи мирового господства римлян, прославление римских императоров (римские триумфальные арки, колонны, которые воздвигнуты в честь побед римских императоров) перекликаются с захватнической политикой Наполеона. Наполеон в честь своих побед тоже воздвигает архитектурные сооружения: Вандомская колонна в Париже и др. Искусство, призванное служить пробуждению чувств свободы, на самом деле подавляет человеческое сознание своим тяжеловесным величием.
В период с 1804 г. по 1815 г. в искусстве и костюме царит стиль "ампир" (первая империя Наполеона). Стиль ампир - высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд зародившегося во второй половине 18 века классицистического направления.
Сущность этого стиля выражена уже в самом его названии: ампир - от французского "empire", империя. Первый император Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, какие окружали некогда римских императоров. Стиль ампир возник не в результате свободного, естественного развития художественных тенденций, а создавался искусственно, по приказу сверху.
Особенно ярко классический стиль "ампир" проявился в архитектуре и в изобразительном искусстве.
Стиль "ампир" выражает эстетические вкусы крупной буржуазии и прославляет военные победы Наполеона. Революция сделала доступным народу искусство: Лувр - бывший королевский дворец, в 1791 г. становится музеем, куда поставляется большинство картин, висевших ранее только на стенах французских дворцов; часть дворцов превращена в музеи, которые заполняются картинами, захваченными Наполеоном по всей Европе. Народ увидел полотна Рубенса, Тициана.
Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Поэтому, если свободно возникший Классицизм в своих идеалах ориентировался на демократические Афины и греческую древность, то художникам французской империи было строго приказано брать за основу формы искусства Древнего Рима.
Ампир - стиль жесткий и холодный. П. Верле определил его как "затвердевший стиль Людовика XVI" в. Император Наполеон желал пышности и великолепия и формы античной классики или французского классицизма здесь не совсем годились. В 1812г. вышло в свет сочинение придворных архитекторов Наполеона Ш. Персье и П. Фонтена "Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки", ставшее "Библией нового стиля". В 1786-1792 гг. Персье и Фонтен работали в Италии, и хотя они подчеркивали "возможность использования самых разных стилей всех времен и народов", что уже было, по своей сути, декларацией эклектики, все же на первом месте для них был "величественный стиль римлян". В следовании этому стилю придворные художники Наполеона доходили до абсурда в своей театральности. Так, спальня императрицы Жозефины во дворце Маль-мезон была превращена в некое подобие походной палатки римского полководца, а одетые в "римские туники" женщины мерзли от зимнего холода в плохо отапливаемых парижских салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Поистине, говоря словами самого Наполеона, "от великого до смешного один шаг".
Декоративные мотивы стиля Ампир состоят в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, пучков стрел, дикторских топоров. Наряду с римскими можно заметить и мотивы египетского искусства.
Существуют и иные отличия Ампира от Классицизма. Если в Классицизме объемная форма и декор связаны пластично и не имеют четких границ, то в
Ампире композиция строится как правило на сильном контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов в строго отведенных местах, подчеркивающих конструктивные членения формы. Для
Классицизма характерны мягкие, приглушенные цвета, для Ампира яркие - красный, синий, белый с золотом.
Примечательно, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, а живописцу Ж. - Л. Давиду. Давид разрабатывал эскизы мебели, деталей оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800г. Давид написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в античной тунике и на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, наподобие античных.
Рекоменудем посмотреть:
Наука
Натурфилософия архаической эпохи и первой половины V в. в сущности представляла своего рода синтетическую науку. Важнейшей чертой развития науки в V в до н. э являлось произошедшее выделение из натурфилософии отдельных наук.
Показателен ...
Зарождение портретной живописи
Наибольших успехов живопись второй половины XVIII века достигает в жанре портрета, который предстаёт во множестве своих разновидностей: парадный, полупарадный, камерный и интимный, портрет в пейзаже, портрет в интерьере, семейные портреты ...
Скоморошество и церковь
Ремесло скомороха, как и предмет его служения – смех, во всем противостоит официальному мировоззрению с его социальными нормами и религиозными догмами (смирением, самоуничижением, скорбью и др.). До XVII церковь «терпит» этот смех. Скомор ...
Навигация