Мировой опыт свидетельствует о том, что арт-терапия в качестве самостоятельного и достаточно влиятельного направления в лечебно-коррекционной и педагогической практике смогла сформироваться лишь там, где аутентичный опыт художественной работы был объединен с медицинской моделью и психотерапевтическими представлениями.
С этим же связана и попытка описания арт-терапии как метода общественного, профессионального движения, имеющего определенные социальные задачи, которые она стремится решать в определенном культурно-историческом контексте.
Гибко реагируя на динамично изменяющиеся, на протяжении второй половины XX века социально-экономические, политические и культурные обстоятельства, арт-терапевты смогли создать высокодифференцированную систему услуг, оказываемых самым различным группам клиентов и категориям населения. При этом они всякий раз демонстрируют приверженность гуманистическим ценностям, сознавая свою ответственность за здоровье людей, уважая их достоинство и стремясь быть открытыми для того, чтобы учиться, исходя из своеобразия образа жизни и культурного опыта своих клиентов, какими бы необычными они ни представлялись на первый взгляд.
Ныне спектр возможностей арт-терапии весьма широк и включает в себя не только осуществление лечебно-реабилитационной помощи пациентам с самыми разнообразными заболеваниями, но и помощь населению в условиях военных действий (как, например, на территории бывшей Югославии), реализацию функций "медиации" в различных конфликтах, работу с правонарушителями" лицами с алкогольной и наркотической зависимостью, детьми и подростками с эмоциональными и поведенческими нарушениями, семьями и "малыми сообществами" граждан, объединенных по религиозным, этническим и иным социальным признакам, и многие другие возможности.
Как ни парадоксально это может показаться, но современная научная арт-терапия при всем многообразии ее связей с разнообразными культурными феноменами ближе всего стоит, по-видимому, к первобытному, "примитивному", доисторическому искусству. И для того и для другого более важен процесс творчества, не сдерживаемого никакими условностями, искренность и полнота самовыражения, а не конечный продукт и его оценка аудиторией.
Архаические формы искусства – как прообраз современной арт-терапии – дольше всего сохранились в народном творчестве. Присущие ему наивность и непосредственно-действенный характер, а также опора на символический язык "коллективного бессознательного" в период существования "высокого", академического искусства для многих людей были источником душевного здоровья. Поэтому закономерно то, что для развития арт-терапии определенную роль сыграл интерес к детскому, "примитивному" искусству, проявившийся в конце XX века вместе с закатом академической традиции и расцветом импрессионизма в Европе. Эстетические клише "золотого века" были подвергнуты переосмыслению и "детское искусство", так же как и "искусство первобытных народов" и "азиатов", получило высокую оценку в качестве образцов аутентичного, тонкого и чрезвычайно выразительного творчества.
Вместе с развитием движения за "детское искусство" рос интерес и к "патологическому искусству". Последнее, представляющее творчество душевнобольных и так называемых "аутсайдеров", как и "детское искусство", рассматривалось в качестве примера творчества, свободного от сдерживающего влияния какой-либо культурной традиции. С этого времени берут свое начало практика коллекционирования и изучения работ психически больных, а также попытки его имитации в собственном изобразительном творчестве.
Изобразительная деятельность больных становится предметом для художественного осмысления и научных исследований, а также все более широко используется с диагностической целью. Изучается и определенный лечебный эффект от занятий рисованием. Происходит сближение поборников "детского искусства" и творчества психически больных с представителями новых художественных течений. Все это ведет к формированию первых идей об исцеляющем потенциале художественного творчества и более широкому использованию изобразительного искусства в качестве лечебно-коррекционного приема.
Первая половина XX века была временем первоначального оформления арт-терапии в качестве самостоятельного направления, использующего изобразительные приемы в работе с разными группами пациентов и учащимися школ.
Изменение культурного "климата" во второй половине 80-х - 90-е гг. текущего столетия в наиболее развитых странах и транснациональных образованиях связано, в частности, с культурной интеграцией в странах Европейского Союза, активным притоком иммигрантов, трансформацией тендерных ролей и другими факторами. В связи с этим значительно повысилась роль кросс-культуральных подходов, а арт-терапевты столкнулись с новыми проблемами практического и теоретического характера, связанными с необходимостью их работы с представителями различных этнических и расовых сообществ в разнородной культурной среде.
Рекоменудем посмотреть:
Романский стиль
В 11 в. в Европе начинается экономический подъем, с которым совпали два столетия романской архитектуры. Тогда еще не существовало национальных государств в сегодняшнем понимании этого понятия, однако феодальная раздробленность и развал си ...
Возникновение первых школ в Киевской Руси
Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей духовных лиц: учили письму, счету ,богословию. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались п ...
Календари памятных дат
Целям широкой популяризации искусства, организации работы по эстетическому воспитанию широких кругов населения служат календари знаменательных и памятных дат:
- «Музыкальный календарь»;
- «Театральный календарь»;
- «Сто памятных дат. Х ...
Навигация