На занятиях росписью следует остановиться на связи полосы орнамента с общей росписью всего изделия, т.е. согласованности композиции орнамента с формой предмета. Орнамент должен располагаться не отдельно от предмета, а подчеркивать форму изделия. Украшение на плоскости должно размещаться так, чтобы соотношение элементов между собой и плоскостью изделия было правильным. Нужно научить юных художников располагать орнамент на поверхности изделия так, чтобы он равномерно заполнял пространство. Свободные участки фона росписи должны подчиняться общему ритму. Надо найти оптимальное влияние фона на всю композицию орнамента, чтобы не создалось впечатление пустоты или тесноты. Поэтому они должны чаще смотреть на свою работу на расстоянии, чтобы увидеть ошибки. Мелкие детали нужно обобщать с целью выделения главного композиционного центра и пропорционального соотношения деталей росписи. Решая эти задачи, ребята создают состояние внутреннего равновесия — правых и левых частей композиции. Однако надо помнить, что противостоящие и разные по масштабу элементы композиции могут уравновешивать друг друга. Так, небольшой по размеру и тщательно разработанный мотив может быть дополнен большим по масштабу орнаментом, но без детальной проработки. На конкретных примерах работ художников Гжели можно видеть, что элементы растительного орнамента — листочки, цветы, завитки подчиняются ведущим линиям — веткам, длинным и гибким стеблям. Безошибочно можно угадать главную часть - композиционный центр, которому подчинены все элементы росписи.
Неповторимость, выразительность росписи придают использование завитка, елочки, сеточки. Сюжеты для орнаментов гжельцы находят в окружающей природе, а также используя традиционные мотивы и формы старых образцов.
Между композицией орнамента и композицией создаваемого изделия много общего. Ребята знакомятся с правильной последовательностью работы в росписи. Сначала карандашом на маленьком эскизе придумывается мотив и композиция росписи. Затем намечаются общие основные линии росписи, выделяется главный композиционный центр, решается пропорциональное соотношение частей, образующих орнамент, намечаются главные детали. Затем круглой большой кистью «гжельским махом» закладываются основные мазки розана, листьев. Движения руки кружковца должны быть уверенными и смелыми. Большую кисть (№ 16 - 22) сменяет миниатюрная (№ 1 - 3), которой очень аккуратно и быстро прорисовываются тонкие линии. Затем кистью (№ 4 - 6) прокладывают капельки. Через несколько минут роспись готова. В гжельской росписи не делается тщательная карандашная прорисовка. Кружковцы учатся сразу работать кистью.
В практической работе дети выполняют росписи в круге, прямоугольнике, квадрате, овале с различным расположением композиционного центра. Строят росписи по заданному мотиву с использованием принципа симметрии и асимметрии. Кружковцы знакомятся с орнаментальными композициями гжельских мастеров, выполняют копии с характерными признаками орнаментов и их элементов. На этих занятиях широко используются изделия мастеров, открытки, зарисовки и репродукции. Руководитель рассказывает, что с давних пор человек стремится украсить свое жилище, предметы быта. В росписи посуды орнамент имеет ведущее место. В то же время роспись может служить как украшение интерьера. Поэтому мы рассматриваем эту работу, как роспись типа эскиза для гжельской посуды или мелкой пластики и как самостоятельное произведение искусства.
Рекоменудем посмотреть:
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь
Русский Север - земля обетованная нашего монашества, наша, северная, Фиваида. Многие прославленные подвижники подвизались здесь, много значимых для духовной жизни русского народа мест в здешнем краю. И одно из них - Спасо-Прилуцкий Димитр ...
Представление о справочно-информационном обслуживании
Ресурсы социальной информации весьма велики. Однако, одна из информационных, социальных, экономических и культурных проблем заключается в том, как найти, получить нужную информацию.
Другими словами это проблема разрыва между накапливаемо ...
Культура под идеологическим контролем
Грандиозные исторические цели, поставленные компартией, требовали создания особой социально-психологической атмосферы, поддерживающей энтузиазм и веру в правильность избранного пути. Все источники распространения знания – учебные заведени ...
Навигация