Рассматривая народное искусство, нельзя исключить из сферы восприятия народные праздники, уходящие своими корнями в языческое прошлое. Праздновать значило коллективно ощущать целостность мира. Завершается изучение народного искусства знакомством с тенденциями развития художественного промысла Гжели.
Изучение русского народного искусства в системе “природа - человек - искусство” создает возможность целостного рассмотрения произведений народного искусства в плане раскрытия выраженных в нем творческих сил русского крестьянства (для каждого было характерно “богатство зрелой творческой фантазии, остроумия, выдумки, наблюдательности, декоративного чутья, конструктивной смелости, технической сноровки - всей полноты художественной одаренности, при которой легко и просто было крестьянину - художнику разнообразно конструировать и обильно украшать любую вещь обихода, обращая повседневную жизнь в глубокий и не шумный праздник живой природы”), и в плане отображения в образах народного искусства природы.
Декоративно-прикладное искусство, как, впрочем, и любые другие, решает всегда три вопроса: что изображено, как и зачем? Из всех этих вопросов самым главным для нас является вопрос “зачем”, т. е. во имя чего появился на свет тот или иной образец декоративно-прикладного искусства. Невозможно сформировать художественное мышление ребенка без ответа на этот вопрос, без осознания продукта творческого труда в системе связи человека с миром на разных ступенях исторического развития.
Использование на уроке методов, восходящих к традициям народной педагогике, является важным средством нравственно-эстетического воспитания средствами народного искусства.
Урок искусства - это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности. До тех пор пока ученик не включен в активную познавательную деятельность на уроке, нет сотворчества. Рождается оно только в атмосфере заинтересованности, увлеченности познанием.
Нужно постоянно заострять внимание учащихся на существующей в данном искусстве специфике отношения к цвету (условность, декоративность, символика цвета), линии (“линия безраздельно царствует и господствует”, в вышивке, контурной резьбе как активный элемент “своеобразной народной графики в ее бытовом приложении”, линия - организующая начало в орнаментальной и изобразительной композиции в народном искусстве), форме (выразительно условна, скульптурна, в ней выявлены специфика материала, его особенности, свойства; форма предмета достигает символического обобщения) пространству (приобретает черты декоративной плоскости).
Рекоменудем посмотреть:
Скульптурные памятники Ульяновска
Его силуэт угадывается издалека – еще с левого берега Волги, сквозь кружевные конструкции волжского моста . Ульяновск - одно это название наполняет волнением душу . Железнодорожный мост более чем двухкилометровой длины одним своим концом ...
МХАТ и его создатели К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Театр
переживания
Новое столетие для русского театра началось раньше календарного. 22 июня 1897 г. в московском ресторане "Славянский базар" встретились два человека. Никто даже не мог предположить, что это событие откроет новую эру в искусстве с ...
Абрамцево–кудринская, или хотьковская резьба по дереву
Умелые мастера жили в окрестных селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в рука ...
Навигация