Художественная обработка стекла и техники его декорирования

Информация » Серия работ "Цветы" в технике художественной обработки стекла » Художественная обработка стекла и техники его декорирования

Страница 4

Травление стекла по Лайнеру

До настоящего времени предполагали, что для матовой протравы стекла необходимо употребление дорогостоящих хлористых солей. Недавно А. Лайнер открыл, что можно приготовить сравнительно дешевую травильную жидкость без хлористых солей. В "Polytechnisches Journal" помещены следующие два его рецепта:

а) Сначала приготовляют два раствора: Раствор I, состоящий из 1 части соды в 2 частях теплой воды и Раствор II, состоящий из 1 ч.поташа в 2 ч. теплой воды. Оба раствора I и II смешивают и к смеси прибавляют 2 ч. концентрированной плавиковой кислоты, а затем Раствор III, состоящий из 1 ч. сернокислого калия в 1 ч. воды.

б) Второй рецепт состоит из следующих составных частей: 8 воды, 4 поташа, 1 растворенной плавиковой кислоты и 1 сернокислого калия. Эту смесь обрабатывают хлористоводородной кислотой и поташом, пока она не вызовет матовой поверхности желаемой степени на пробном куске стекла.

Матирование

В настоящее время разработано несколько современных способов матирования изделий из стекла, которые не вошли в ГОСТ 24315-80. В связи с этим рассмотрим как традиционные, так и нетрадиционные способы матирования. Нами предлагается все способы матирования классифицировать по методу обработки. Такая классификация выгодно отличается от существующей и включает пять групп:

- матирование механической обработкой;

- матирование химической обработкой;

- нанесение матовых обжиговых покрытий;

- нанесение матовых безобжиговых покрытий;

- матирование с использованием альтернативных источников энергии.

Матирование химической обработкой в зависимости от способа нанесения соединений фтора на поверхность стекла нами предложено подразделить на шесть групп:

- матирование пастами;

- матирование в растворе;

- матирование парами фтористо-водородной кислоты;

- матирование печатным письмом;

- матирование пантографской и гильоширной техникой;

- матирование сухими составами.

Матирование пастами применяется для декорирования стеклянных бытовых изделий как вспомогательный способ, например в дополнение к полировке. В состав паст обычно входят как главный компонент кислый фторид аммония или калия и как вспомогательные — сернокислый барий и декстрин.

Матирование химической обработкой обладает рядом ценных преимуществ, позволяет получить уникальные и высокохудожественные изделия, но в то же время является экологически вредным производством. В связи с этим интенсивно ведутся исследования по разработке менее безопасных методов матирования.

Матовую поверхность получают путем нанесения на стеклоизделия обжиговых покрытий, имитирующих эффект травления. К преимуществам данного способа относят устранение энергоемкого оборудования и вредных химических соединений. Недостаток заключается в том, что при использовании этого способа стеклоизделия имеют поверхность не такую гладкую, как в случае "настоящего" травления. Однако в последнее время в США получены покрытия, качество которых не уступает покрытиям химического матирования.

Все большую популярность как у нас в стране, так и за рубежом получают безобжиговые покрытия. Безобжиговые покрытия, имитирующие эффект матирования, получают путем нанесения на поверхность стеклоизделий органических белых и полупрозрачных лаков и красок, а также таких полимеров, как полиуре-тановые композиции. По сравнению с другими способами матирования данный метод менее энергоемок и безвреден.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекоменудем посмотреть:

Культура в первое послеоктябрьское десятилетие
Культура в период гражданской войны. Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной ж ...

Живопись без границ
Когда я смотрю на Мадонну Рафаэля, всегда думаю: «Какое счастье, что, Дали родился в ХХ веке! Прежде на него и внимания бы не обратили». Наиболее интересные и своеобразные произведения Дали середины 1920-х годов писались с натуры. Портре ...

Русский авангард как явление в истории художественной культуры в начале 20 века
Авангард - условное наименование художественных движений, объединявших умонастроения художников 20 века для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями, п ...