Сейчас в храме ведутся ремонтно-реставрационные работы, поэтому богослужения здесь временно не совершаются.
Церковь Архангела Михаила над Святыми вратами была выстроена около 1670 года. Очевидно, что в конце XVII века она имела несколько иной вид, чем в наши дни. Это хорошо заметно на иконе при. Макария, писанной знаменитым изографом Симоном Ушаковым в 1661 году. Здесь надвратная церковь изображена "об одной главе", с рядами кокошников, сужающимися от верхней границы стен к барабану купола. Впоследствии кокошники закрыли кровлей, а по углам устроили еще четыре небольшие главы. Эти изменения отражены уже в изображении монастыря, сделанном А.Г. Ухтомским в 1816 году. Именно таким - пятиглавым - предстает надвратный храм Макарьево-Желтоводской обители перед нынешними ее посетителями.
Внутри надвратная церковь очень светла и убрана довольно скромно. Стены побелены. Белизной и позолотой сияет маленький иконостас. Именно в этом храме, находится, кстати, уже упоминавшийся нами образ прп. Макария работы Симона Ушакова. Он помещен в особом киоте.
Шатровая колокольня Желтоводского монастыря, примыкающая с запада к трапезной палате, возводилась одновременно с Успенской церковью. Как и Троицкий собор, она является архитектурной доминантой монастырского комплекса, хорошо видной и с Волги, и от Макарьева.
По своему устройству колокольня весьма проста. Ее нижнюю часть составляют три яруса, поставленные один на другой. Над третьим глухим ярусом расположен граненый ярус звонов. Над ним - довольно высокий шатер с двумя рядами слуховых окошек.
Снаружи колокольня уже практически полностью отреставрирована, внутри работы еще ведутся. Постепенно формируется и новая звонница Желтоводского монастыря (старая была уничтожена в советские годы). Несколько лет назад для нее был отлит шеститонный колокол - один из самых больших в Нижегородской епархии.
Как водится, кельи и служебные строения Макарьево-Желтоводского монастыря долгое время оставались деревянными. Да и стены монастыря - что хорошо видно на иконе Ушакова - возводились в камне не вдруг. Крепостные укрепления строились в 1660-70-е годы, то есть как раз в то смутное время, когда по Волге "ходил" донской казак Стенька Разин. И одну из его осад монастырь выдержал. Правда, вторую - нет.
Стены монастыря, имеющие восемь метров в высоту и около 2,5 метров в ширину, образуют почти правильный квадрат со стороной около двухсот метров. Ближе к берегу построили и дополнительные укрепления - цепь стен и башен. Перед Святыми воротами было устроено еще особое предмостное укрепление. В XIX веке эти строения были уничтожены, Волга подступала вплотную к монастырю.
Интересна судьба башен южной стороны. Одна из них, расположенная восточнее монастырских ворот, была обращена в кельи. В другой в 1780-е годы устроили церковь во имя при. Григория Пелыпемского. Переделка башни под церковь, проводившаяся, как видно, без необходимых расчетов, чуть было не погубила ее. Тем не менее, башню с церковью удалось спасти.
На протяжении всего XIX века стены и внешние укрепления монастыря подвергались разрушительному воздействию волжских вод. Река постепенно приближалась к обители (а ведь, как мы помним, при. Макарий вообще основал монастырь не на берегу Волги, но впоследствии она изменила русло), с каждым паводком подступала к его стенам все ближе и ближе. В 1829 году обрушилась одна из башен западного сектора. Береговые укрепления оказались размыты.
После возобновления монастыря в качестве женского в 1882 году было предпринято укрепление прибрежного участка каменной отмосткой. Размеры обители в это время уже ограничивались собственно каменной монастырской стеной. Все внешние укрепления и постройки исчезли, разрушенные водой и временем.
В советские годы, когда на монастырской территории размещались учреждения, в задачи которых не входило поддержание исторических зданий в надлежащем виде, стены Желтовод-ской обители находились в аварийном состоянии. Относительно благополучно обстояло дело лишь с северо-восточной башней. Остальные имели трещины угрожающего размера. Надвратная церковь и некоторые башни не обвалились в эти годы только чудом. Надо полагать, лишь благодаря тому, что незадолго до революции в возобновленном монастыре совершались реставрационные работы, монастырскому ансамблю удалось так долго просуществовать во враждебной среде.
С конца 1940-х годов положение отчасти изменилось. В 1948 году случился особенно сильный паводок, повредивший каменный откос, устроенный в 1880-90-е годы. Это послужило своего рода "сигналом к действию". Стало понятно, что необходимо срочно принимать меры, иначе в скором времени можно лишиться ценнейшего памятника архитектуры и истории. Именно тогда были предприняты восстановительные работы. Однако в полной мере осуществить реставрацию стен и храмов обители не удавалось как из-за недостаточного финансирования, так и из-за того, что в конце 1960-х годов началось строительство Чебоксарской ГЭС. Если бы ее пустили на полную мощность и подняли уровень водохранилища до проектной отметки, все работы по восстановлению монастыря просто обессмыслились бы. Он все равно оказался бы в зоне затопления. Поэтому масштабная реставрации монастырских зданий и крепостных укреплений началась только с момента его передачи Церкви.
Рекоменудем посмотреть:
Культура народа Саха в якутских кинофильмах
С первых самостоятельных шагов кинематограф Якутии делает попытки создания своего собственного неповторимого облика, отражающего культуру и мировоззрение якутов. Якутские режиссеры, работая в разных направлениях и жанрах, одинаково стремя ...
Биография
Щедрин Сильвестр Феодосиевич.
Годы жизни: 1791г. - 1830г. Художник.
Пейзажист. Сын известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянник пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Рос в атмосфере художественных интересов, с детских л ...
Сущность понятия «культура»
Понятия «культура» относится к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно приобрело более общее ...
Навигация