Складывавшееся в Петербурге и распространявшееся отсюда по другим городам страны русское Просвещение должно было, как и на Западе, иметь своей духовной доминантой рационализм — благодаря общности исторических задач и прямой опоре на европейский культурный опыт. Так оно и оказалось; рационализм становился направляющей силой во всех областях петербургской жизни: в политической деятельности, образовании, искусстве — тому можно привести бесчисленное множество примеров. Развитие города проходило на базе строгой геометрической планировки. Все это создавало предпосылки для формирования особого духовного склада жителей этого города, который станет основой особого типа россиянина – петербуржца.
Вместе с тем петербуржцы оставались русскими людьми, Петербург — русским городом, петербургское Просвещение являлось национально-своеобразным вариантом европейского Просвещения, ибо какими бы резкими и жесткими (а подчас жестокими) ни были способы внедрения достижений западной цивилизации в русскую жизнь, ее европеизация оказывалась не вытеснением «русскости», а ее преображением, приспособлением к новым духовным константам. Константы эти, конечно, не «православие и самодержавие», как полагали славянофилы, их предшественники в XVIII веке и утверждают их современные последователи, а социально-психологические черты, сложившиеся и укрепившиеся в условиях многовекового господства монархического строя и православного культа под влиянием других факторов — особенностей природной среды (характера ландшафта, климата), условий социального бытия, специфических форм деятельности, взаимоотношений с соседними народами. Поэтому ни политические («самодержавие»), ни конфессиональные («православие») признаки не могут характеризовать своеобразие русской, как и любой другой, нации («народности», согласно уваровской триаде). Признаки эти переменные, не затрагивающие существа, инвариантных черт национального характера, а он может выражаться и в религиозности, в верноподданнической любви к князю, царю, императору, но и в светском, чисто нравственном и собственно эстетическом сознании, в гражданственно-свободолюбивых демократических идеях; потому при всех идеологических различиях Н.Карамзин и А.Радищев, А.Хомяков и В.Белинский, Н.Чернышевский и Вл.Соловьев, Н.Бердяев и В.Ленин были в равной мере носителями русского национального характера. И поэтому петербургское Просвещение было не заемным, чужеродным «русскости» и несовместимым с нею явлением, а специфическим проявлением нового исторического типа цивилизации, который сам по себе не имеет никакой национальной окраски, но обретает ее всякий раз при воплощении своих принципов в ту или иную конкретную национальную почву — немецкую, американскую, японскую или российскую.
Особенность нашей отечественной ситуации состояла в том, что в России не было длительной — четырехвековой — переходной эпохи, которая в Западной Европе осуществила движение от средневекового спиритуализма к рационалистическому Просвещению; в том, что Просвещение вырастало в России на своеобразной духовной почве, выработанной веками господства православной культуры; в том, что Просвещение осуществлялось в России не оппозиционными силами, а инициативой государей, становясь своего рода государственной политикой. Просвещение проникало в Россию через «окно», открытое Петербургом, противопоставив тем самым протекавшие в нем культурные процессы жизни всей остальной страны. Просвещение делало этот город, еще чужеродный России, своего рода «революционером», инициатором и руководителем ее мучительного поворота с традиционного пути на новый путь, чуждый массе народной, странный и неприемлемый для всех консервативных сил, но исторически необходимый, который поэтому раньше или позже и с большими или меньшими издержками прошли, проходят сейчас или еще пройдут все народы Земного шара.
Рекоменудем посмотреть:
Терминологические справочники
Значительную группу справочников составляют терминологические словари, объединяющие термины и понятия в той или иной области искусства. В таких изданиях особенно нуждаются любители искусства, читатели, занимающиеся самообразованием. Рассч ...
Становление античной цивилизации как морской и торговой
Античной обычно называют культуру древнегреческой и древнеримской цивилизации. Сам термин “античность” (от лат. “anticus” – древний) был введен в употребление итальянскими гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культу ...
Игрушечное семейство
Лет пятнадцать назад проходила в Орле выставка народной игрушки (Степанова Е. «Живое чудо народной игрушки». – «Орловская правда», март 1994).
История сохранила имена самобытных игрушечниц Александры Михайловны Иваниловой (1911 - 1990), ...
Навигация