Еще в античности были предприняты первые попытки перечислить собственно человеческие потребности. Мыслители 18 века вернулись к этой проблеме и тоже постарались провести регистрацию разнообразных человеческих потребностей. В 19 столетии этой темы касался А. Шопенгауэр, в 20 – Э. Фромм. Удачную топологию человеческих потребностей дал американский философ Э. Фромм. Первой он называет потребность в общении, в межиндивидуальных узах. Изолированный, искусственно выброшенный из общества человек теряет социальные навыки, утрачивает культурные стандарты. Без массовой информации вряд ли может в полной мере реализоваться вторая потребность человека, описанная Фроммом, - потребность в творчестве как глубинной интенции человека.
В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовать мир. Творческий акт всегда есть всегда освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный может творить. Лучше всего раскрывает сущность творческого акта искусство, художественное творчество. Всякий творческий художественный акт есть частичное преобразование жизни. В творчески художественном отношении к миру приоткрывается мир иной. Однако здесь виден трагизм всякого творчества. Он выражается в несоответствии между замыслом и его воплощением. Великие художники обладают огромной творческой энергией, но она никогда не может быть реализована в их созданиях полностью.
Без внутренней готовности к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. По мнению Фромма, эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимают воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивного своего существования, входит в царство свободы, в котором он только и может себя действительно человеком.
Поиск межиндивидуальных связей, реализация творческих возможностей немыслемы без третей человеской потребности- потребности в ощущении глубоких корней. Каждый человек стремится осознать себя звеном в определенной стабильной цепи человеческого рода, возникшей в праистории. Американский ученый определяет такие формы в качестве корневых, психологически прочных связей.
Четвертая потребность человека заключается в стремлении к познанию, к освоению мира. Одно из глубоких интимных влечений личности - желание распознать логику окружающего мира, удовлетворить свое стремление к пониманию смысла универсума. Определенными практическими навыками владеют и животные. Волк знает, как броситься наперерез зайцу и поймать его в строго в определенной точке. Однако это «знание» остаться частным приобретением. Оно не обогащается другими открытиями, не становиться целой системой разнородных представлений.
Пятая из глубинных потребностей человека - стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествить себя с неким признанным образцом. Вот почему огромную роль в культурологии играет проблема культурной идентичности.
М.Н. Губогло выделяет 12 базовых форм идентичности, которые формируются у молодого человека в процессе социализации: 1) гендерная; 2) языковая; 3) этническая; 4) религиозная; 5) семейная; 6) коллективистская; 7) профессиональная; 8) гражданская; 9) политическая; 10) региональная; 11) имущественная (собственническая); 12) социально-культурная.
Исследования социологов в 1997 г. показали, что для молодежи со средним образованием наиболее важными ценностями, которые должны входить в образец идентификации, были следующие качества (в порядке убывания):
— человек с крепкой семьей и хорошими детьми;
— материальная обеспеченность;
— здоровье и физическая сила;
— профессионализм;
— свобода и независимость;
— чистая совесть;
— надежность в дружбе;
— умение повеселиться и отдохнуть;
— справедливость и умение постоять за других;
— энергичность и предприимчивость;
— духовное богатство;
— авторитет;
— конформизм;
— патриотизм;
— глубокая религиозность.
В культурологии и философии идентичность считается одной из важных категорий, ибо является опорой культурного самосознания человека и группы. Она многопланова и многомерна:
Рекоменудем посмотреть:
Авангард в России
К середине 1910-х роль авангарда в искусстве переходит к России. С этого времени все самое смелое, новаторское создается в России или выходцами из России. Еще за несколько лет до этого ничто в русском искусстве не предвещало столь резкого ...
О религиозности Востока
В чем же значимость Востока для России и Европы? Совершенно очевидно, что главный вклад Востока в общечеловеческую сокровищницу духа – это вклад религиозный. Если Запад во все времена думал больше о земле и человеке, то Восток – о небе и ...
Иван Мартос
Родился на Украине, в местечке Ичня Черниговской губернии, в семье обедневшего помещика, отставного корнета. В возрасте 10 лет был отправлен в Петербургскую академию художеств. Первоначально учился в классе орнаментальной скульптуры у Л.Р ...
Навигация