Со временем пьесы А.Н. Островского занимают в драматургии рязанского театра все большее место. Неизменный успех имели спектакли "Бедность не порок", "В чужом пиру похмелье", "Волки и овцы", "Без вины виноватые". Особенно успешно шла "Последняя жертва" с участием выдающейся актрисы того времени 0.0. Садовской. "Садовская в "Последней жертве", - писал один из рецензентов того времени, - это торжество русского реалистического искусства".(8, с. 108)
В последующие годы выступления известных московских актеров на рязанской сцене стали частым явлением. С участием М.П. Садовской. Е.М.
Садовской, Е.К. Лешковской, А.И. Южина были показаны спектакли "Лес", "Таланты и поклонники" А.Н. Островского, "Чайка" А.П. Чехова, "Дон Жуан" Мольера, "Дмитрий Донской" Озерова. В 1900 г. в Рязани с большим успехом прошли гастроли крупнейшего российского актера Павла Николаевича Орленева. Он выступал в роли Гамлета, царя Федора в "Царе Федоре Иоанновиче" А.К. Толстого, в инсценировках "Преступления и наказания" и "Братьев Карамазовых" Ф.М. Достоевского. Вызовам, как отмечает "Рязанский листок" не было конца. (6, с. 15)
Не вызывает сомнений, что высокое мастерство столичных актеров, а также заметно возросший общий культурный уровень общественной жизни города в этот период, способствовали росту взыскательности рязанской театральной публики. В репертуаре театра все реже встречаются малохудожественные вещи, такие, например, как пустая комедия "Домашняя язва", поставленная по настоянию антрепренера Медведникова и для привлечения публики выдаваемая им за произведение . Тургенева!
К концу 90-х гг., когда в стране нарастала революционная обстановка, на сцене рязанского театра ставились пьесы Г. Ибсена "Нора" и "Доктор Штокман". Обращение к ним отвечало потребностям демократически настроенного зрителя и делалось событием общественного значения. В этих произведениях Генрих Ибсен с большой художественной силой обличал пороки буржуазного общества и отстаивал свободу человеческой личности. С особым успехом, как сообщала местная печать, шел спектакль "Нора", вызывавший восхищение демократически настроенных зрителей.
Таким образом, рязанский театр во второй половине XIX века играл все большую роль в культурной жизни города. Его обращение к передовой реалистической драматургии воспитывало зрителя на лучших образцах отечественной и зарубежной классики, а обращение к демократической драматургии в конце XIX века способствовало распространению среди широких слоев зрителей передовых идей.
Подводя итоги всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Рязанский театр на протяжении конца ХVII-ХIХ вв. прошел большой путь. На этом пути было много невзгод: периодически возникали сложности со специальным помещением для представлений, из-за отсутствия которого актеры вынуждены были скитаться по частным домам; не всегда везло и с антрепренерами, что порой делало атмосферу в театре не только не творческой, но и просто по человечески невыносимой. Однако, наряду с этими негативными явлениями, было много положительного. Благодаря энтузиазму и инициативе местных подвижников, таких как Г. Приклонский, А. Дохтуров и др., рязанский театр не только существовал, но и достойно соперничал даже со столичными театрами - и по уровню профессионального мастерства игравших в нем актеров и по качеству и разнообразию сценического репертуара. Многие рязанские актеры составили цвет российского театра и впоследствии выступали на столичных подмостках.
За рассмотренный период репертуар рязанского театра претерпел существенные изменения. Если на начальном этапе, до 20-х гг. XIX в. репертуар театра имел исключительно развлекательную направленность -водевили, комические оперы и проч., то в последующие годы драматургия стала более содержательной и художественной - театр приобщал рязанского зрителя к высоким образцам отечественной и мировой культуры, будь то Гоголь, Шекспир или Шиллер. С середины XIX в. в России начинается период формирования реалистического искусства, и рязанский театр обращается к драматургии А.Н. Островского, вскрывая многочисленные пороки общества и проповедуя общечеловеческие ценности - доброту, честность, душевную щедрость. К концу столетия репертуар все более приобретает социальную окраску. С приходом драматургии Чехова, Ибсена со сцены все явственней звучит тема ожидания грядущих глобальных перемен, призванных устранить существующие социальные пороки и провозгласить более совершенное общество. В целом, к концу столетия рязанский театр становится одним из важнейших факторов духовного развития рязанцев, пропагандирует отечественную и зарубежную классику, способствует распространению демократических идей.
Рекоменудем посмотреть:
Новая роль библиотек в информационной
инфраструктуре общества
Современную эпоху характеризует новая роль информации, которая ранее приходила человеку через книги, журналы и другие печатные материалы, а теперь и через аудио- и видеозаписи, микрофильмы, лазерные диски, CD-ROM и Интернет. Информация пр ...
Религия
Александр 6, Боржианский священник, заполучивший дурную репутацию через коррупцию. Реформация и контрреформация.
Следует подчеркнуть, что новые идеалы гуманизма, хотя и носили скорее мирской характер в некоторых аспектах, развивались при ...
Бытовой жанр
Бытовой жанр в русском искусстве второй половины XVIII века, так называемый «исторический домашний род», будучи вторым в системе жанров, тем не менее не получил развития в стенах Академии художеств в годы расцвета классицизма. В итоге все ...
Навигация