Еще сильнее эти тенденции возросли в середине столетия. Во 2-й четверти XIX в. театр выполнял роль проводника передового, реалистического искусства. Большим событием в театральной жизни Рязани был приход на сцену драматургии Гоголя. Об этом свидетельствуют следующие факты: 18 декабря 1836 года на сцене рязанского театра была поставлена его бессмертная комедия "Ревизор". Зритель увидел ее в постановке профессиональной драматической труппы, игравшей в том сезоне под управлением, как тогда говорили, "содержателя театра", где роль городничего играл основоположник реалистического искусства в театре М.С. Щепкин. Учитывая неспешные темпы жизни того времени, когда рукопись "Ревизора" с цензорским разрешением на постановку надо было доставить из Москвы, написать декорации, подобрать парики и сшить костюмы, следует признать, что рязанский театр проявил в этом деле большую оперативность. Первое представление "Ревизора" состоялось в бенефис содержателя театра, и в спектакле в главных и эпизодических ролях была занята вся труппа из 25 человек. В фондах Государственного архива Рязанской области сохранилась афиша первого представления "Ревизора" в Рязани. (8, с. 61-62)
Спустя год на рязанской сцене появилась бессмертная поэма Пушкина "Бахчисарайский фонтан" в инсценировке Шаховского, под названием "Керим Гирей - крымский хан". Роль Заремы исполняла артистка Андреева. Дарья Андреевна Андреева, чей бенефис отмечался на этом представлении, была видной актрисой середины XIX столетия. Она долгое время служила в Рязани как ведущая актриса местного театра.
16 февраля 1840 г. рязанцы первыми на провинциальной сцене поставили "Гамлета" Шекспира. Роль Гамлета исполнял артист Аксаков, роль Офелии - артистка Жуковская. Лишь четыре года спустя "Гамлет" был поставлен Екатеринославским театром, а в 1848 году - Саратовским театром.
Не вызывает сомнений, что постановка таких фундаментальных классических произведений, как "Гамлет" Шекспира и оперы Верстовского "Аскольдова могила", свидетельствовала о зрелости рязанского театра. Кроме того, в 1846 г. на сцене театра ставилась "Женитьба" Гоголя. Разнообразие репертуара 30-40-х гг. - от трагедий и опер, "высоких комедий" русской классической драматургии до водевилей - говорит о широте предъявляемых рязанскому театру требований со стороны зрителей.
Царские власти зорко следили за репертуаром провинциальных театров. В 1865 году по губерниям, где имелись театры, был разослан на 36 страницах список пьес, запрещенных цензурой в постановке. Среди них "Борис Годунов" Пушкина, "Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя, "Разговор в стихах" графини Ростопчиной, "Жизнь и смерть Ричарда III" Шекспира, "Женитьба Фигаро" Бомарше, "Коварство и любовь" и "Разбойники" Шиллера, "Мария Тюдор" и "Рюи-Блас" Гюго, "Князь Серебряный" А.К. Толстого, "Козьма Захарьевич Минин" и "Не все коту масленница" Островского. (9, с. 123) Однако, несмотря на запреты, с середины XIX столетия на сцену рязанского театра врывается свежий ветер реалистического искусства - в репертуаре прочное место занимают величайшие произведения драматического искусства. Среди них -знаменитая комедия "Ревизор" Гоголя, "Горе от ума" Грибоедова, "Недоросль" Фонвизина," "Гамлет" Шекспира, "Фауст" Гете и запрещенные цензурой "Разбойники" Шиллера.
С 60-х гг. сценой овладевает драматургия А.Н. Островского. Первая его встреча с рязанским зрителем состоялась в 1865 г. на спектакле "На бойком месте". Журнал" Антракт" сообщал, что украшением этого спектакля был образ Бессудного, созданный известным провинциальным актером Дурново. Последний завоевал популярность исполнением одной из ведущих ролей в пьесе "Гувернер" Дьяченко - роли француза Дороси, где ему удалось создать живой образ ловкого дельца, прибравшего к рукам богатый русский дом.
Рекоменудем посмотреть:
Футуризм
После 1910 г. одновременно с акмеизмом возникает еще одно направление – футуризм, резко противопоставившее себя не только литературе прошлого, но и литературе настоящего, вошедшее в мир со стремлением ниспровергать все и вся. Этот нигилиз ...
Илья Ефимович Репин
Родился в Чугуеве в Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе типографов и у местных художников И.М. Бунакова и Л.И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Р ...
Средства и пути преодоления современного кризиса
культуры
В настоящее время активно ведутся поиски выхода из сложившейся кризисной ситуации. Пытаясь определить пути выхода культуры из кризисного состояния, А. Швейцер формулирует один из основных, по его мнению, законов развития культуры: «когда ...
Навигация