Трагичность судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую во многом определили следующие факторы: проблема неграмотности (в 1926 году 43 % людей в возрасте 9 -49 лет и большинство старших возрастов были неграмотные), система среднего специального и высшего образования стали развиваться быстрыми, а точнее ускоренными темпами. Вообще "ускорение", как характеристика общественных отношений стало проявляться все чаще [1, 35].
Развитие советской науки тормозила гнетущая атмосфера тоталитарного государства, особенно сгустившаяся в конце 30-х годов. Общественные науки были поставлены под жесткий партийный контроль. Стремление партийного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайне слабой материальной базы обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений пропаганды стало обращение к национальным традициям. В этой связи возрастает роль исторического образования, исторических исследований, которые были ориентированы в нужном направлении.
Еще более трагическая ситуация складывалась в области литературы и искусства. В апреле 1932 года ЦК ВКП принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", которым ликвидировался относительный глобализм периода НЭПа в области художественного творчества. На смену многочисленным литературным группировкам пришел единый Союз писателей СССР (1-й Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в 1934 году). С этого времени все многообразие художественного творчества партия пытается загнать в лоно "социалистического реализма". Репрессии 30-х годов затронули и литераторов, прежде всего рапповских идеологов (Л. Авербаха, В. Киршона, Г. Горбачева и др.), из более чем пятидесяти писателей принадлежавших к литературным группировкам, сохранившимся к 30-м годам были репрессированы трое - Мандельштам, Третьяков, Бабель. А такие писатели как Клюев, Клычков, Касаткин, Приблудный, Васильев, Карпов - погибли, за исключение последнего [1, 68].
Подобные действия режима и созданная им атмосфера вызывала волну эмиграции. И как следствие возникновение эмигрантской культуры. Боль и страдание русской культуры эмиграции можно увидеть в творческом пути Солженицына, Хлебникова, физика Гамова, философов Булгакова, Бердяева, Трубецкова и др. В рамках же господствующего течения "соцреализма" создаются произведения другого типа. В литературе такие как "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита" Булгакова, стихи Маяковского и Блока, романы и повести Горького, Ильфа и Петрова. Выделяются яркостью произведения многих писателей-фантастов, стихи Заболоцкого, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, кинокартины режиссеров Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко и других [Там же, 92].
Рекоменудем посмотреть:
Общественная мысль XVIII
века
Если личность Петра I соединила в себе множество типичных для своего времени противоречий, то российская действительность именно в это время как бы выплеснула наружу все, что в ней копилось веками. Уже в период раскола и смуты стало замет ...
Путь в кинематограф
Родился в семье инженера и архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна и Юлии Ивановны, урожденной Конецкой, из семьи архангелогородских купцов.
В 1915 окончил Рижское реальное училище, затем три года учился в Петроградском институте гражд ...
Проблема свободы художника
Вакенродер обращается к проблеме свободы художника в рассказе «Примечательная музыкальная жизнь композитора Иозефа Берлингера».
По мнению Н. Рубцовой, для Вакенродера зависимость художника от двора, от мецената оказывается тягостной и т ...
Навигация