Рост городов, появление двух – трёхэтажных зданий заставили архитекторов строить церкви большей высоты, чем раньше. На рубеже XII – XIII вв. появился новый, башнеобразный тип церковной постройки. Из таких величественных храмов сохранились Михайловский в Смоленске, Пятницкие в Чернигове и в Новгороде.
Особое впечатление оставляет хорошо сохранившееся до наших дней белокаменное зодчество Владимиро–Суздальской Руси. Пропорциональные, гармоничные формы, щедрая отделка золотым кружевом, широкое применение скульптурных изображений на фасадах – всё это делает владимиро–суздальскую архитектуру времён Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо жемчужиной средневекового зодчества.
Живопись представлена иконами и фресками. Иконы писались на древних досках. Расписывая красками сырую штукатурку в зданиях, художники создавали фрески. Мастерство художников стояло очень высоко. Мировосприятие человека средневековья было всецело религиозным. В сюжетах из библейской истории, из жизни святых художники искали ответы на волновавшие их современников нравственные и политические вопросы.
В городах процветало художественное ремесло. Мастера золотых и серебряных дел украшали оружие, рукописные книги, столовую утварь, одежду и создавали исключительной красоты драгоценные украшения для женского убора: кокошники со спускающимися золотыми цепями, серьги, монисты и тонкой отделки браслеты.
Всё это отделывалось многоцветной эмалью, золотой наводкой, тонким металлическим кружевом и самоцветами. В рисунках на золоте и серебре мы видим сказочных зверей, птиц, танцующих девушек, воинов. Многих мастеров прикладного искусства мы знаем по именам, так как они с гордостью подписывали свои изделия.
В каждом крупном княжеском городе велась своя летопись, в которую записывались происходящие события. Так как князья часто враждовали друг с другом, то княжеские летописцы помещали в свою хронику копии подлинных документов из княжеского архива для большей убедительности своих записей.
Вместо прежних кратких заметок (иногда по одной строчки за год) теперь летописцы пишут подробные отчёты о сражениях, дипломатических переговорах, закладке храмов, описывая события нередко день за днём, час за часом.
Историки XII – XIII вв. жили интересами своего времени, нередко были пристрастны, субъективны. Летописи являются для нас исключительно важным историческим источником: они сообщают нам сведения о событиях и исторических деятелях, раскрывают нам общественную мысль того времени.
Интересным выразителем надежд служилого человека был Даниил Заточник, написавший в самом конце XII века челобитную (письмо с просьбами) новгородскому князю. «Моление Даниила Заточника» всё состоит из искусно подобранных мудрых изречений из Библии и других религиозных книг. О княжеской власти он отзывается положительно: «Дуб крепок множеством корней; так же и город наш - твоею державою». О себе он говорит, что «беден одеждою, но разумом богат, мыслью паря по воздуху, словно орёл…». Свою несомненную начитанность Даниил Заточник объясняет таким образом:
Я, князь, не ездил за море и не учился у философов, но как пчела, припадающая к разным цветам, наполняет сот мёдом, так и я, из многих книг выбирал сладость словесную и мудрость…
Рекоменудем посмотреть:
О религиозности Востока
В чем же значимость Востока для России и Европы? Совершенно очевидно, что главный вклад Востока в общечеловеческую сокровищницу духа – это вклад религиозный. Если Запад во все времена думал больше о земле и человеке, то Восток – о небе и ...
Этрусский портрет
Важный вклад в развитие римского портрета оказало искусство их ближайших соседей и предшественников. Хотя точных сведений о религии этрусков не сохранилось, сохранившиеся образцы предметов их погребального культа свидетельствуют об их инт ...
Исторические этапы развития и становления производства и
обработки стекла
Стекло известно человеку уже более пяти тысячелетий. Ученые предполагают, что одними из первых с искусственным стеклом познакомились древние гончары: при обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, и на поверхности издели ...
Навигация